ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА цдт эпц

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр Детского Творчества муниципального района Гафурийский
район Республики Башкортостан на 2019-2020 учебный год

МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ осуществляет работу в следующих целях:
1.формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2.приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3.подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
При достижении поставленной цели решаются следующие задачи:
1. релаксация воспитанников,
2. организация дополнительного образования детей по широкому спектру направлений,
3. участие в органах самоуправлении и общественной деятельности.
4. организация клубной деятельности как формы свободной коммуникации.
Содержание образовательной программы структурировано по модулям, связанным с учебной деятельностью обучающихся, но
независимых друг от друга. Это открывает путь к построению вариативных рабочих программ в разных направлениях деятельности,
каковыми являются:
• туристско-краеведческая,
• художественно-эстетическая;
• социально-педагогическая;
• естественнонаучная;
• спортивно – техническая.
В основе содержания образовательной программы заложены следующие принципы:
Принцип согласованности требований в части отражения новых ценностных ориентиров образования; направленности на
достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения; выстраивания деятельностной парадигмы обучения;
формирования социальных компетенций обучающихся.
Принцип научности, отражающий тенденции современного научного знания с акцентом на изучении способов получения, анализа
и интерпретации информации.
Принцип концептуальности и комплексности, представляющий структурные компоненты образовательных программ как
систему функционально связанных между собой элементов.
Принцип последовательности и систематичности, обеспечивающий последовательную (непрерывную) логику разворачивания
содержания образования, движение от частного к общему.

Принцип доступности, при котором представление содержания в рамках программы осуществляется с учетом
дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциаций)- и вариативности системы освоения программного материала
(включая способы деятельности); следования логике от известного к неизвестному, от легкого к трудному и определяется не упрощением
материала, подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска и освоения (постижения) нового знания; доступность базируется на
организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип сознательности и активности, предполагающий определение и отражение условий, способствующих формированию
активного отношения обучающихся к поставленным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма
и «учебной заданности».
Принцип связи теории и практики, рассматривающий практику как форму применения теории, а практическую применимость —
не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.
Принцип природосообразности, дающий представление о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и
культурозависимом феномене.
Художественно-эстетическая направленность в образовательном пространстве МБУ ДО ЦДТ представлена наиболее широко и ее
проявления достаточно разнообразны. Программы составлены для детей разных возрастных категорий. Они ориентированы на обучение
средствами различных видов изобразительного, музыкального искусства, развитие творческих особенностей учащихся, воспитание
нравственно-эстетических и коммуникативных навыков, развитие общей и эстетической культуры учащихся, их художественных
способностей в избранных видах искусства и служат средством организации свободного времени, формируют процесс творческого
самовыражения и общения детей. Групповые занятия проходят в разнообразных формах. Все программы носят креативный характер,
предусматривают возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Образовательные программы художественнойэстетической направленности используют все творческие явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и
пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.
№ Название
творческого
объединения, п.д.о.
1 «Папье-маше»
п.д.о.
З.И.
Баранова
2 «Художественный войлок»
п.д.о. З.И. Баранова
3 «Волшебство глины»
п.д.о. Н.А. Шайдуллина
4 «Декоративная роспись» п.д.о.
Н.А. Шайдуллина
5 «Творчество без границ»

Количество
групп
2

Срок реализации

Год обучения

Возраст

Тип программ

1 год

1,1

9-11 лет

модифицированная

1

1 год

1

11 лет

модифицированная

1

1 год

1

9-10 лет

модифицированная

3

1 год

1,1,1

9лет, 9-11 лет

модифицированная

1

1 год

1

12 лет

модифицированная

6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19

п.д.о. Е.В. Гайдай
«Волшебный сундучок»
п.д.о. О.П. Безовчук
Театр «Подсолнух»
п.д.о. О.Н. Григорьева
«Школа
организаторского
мастерства» п.д.о. И.А. Васильева
«Театральная мастерская»
п.д.о. Г.В. Арсланова
«Театральная мастерская»
п.д.о. О.П. Безовчук
«Кукольный театр»
п.д.о. О.П. Безовчук
Вокальная
группа
«Ветер
перемен»
П.д.о. А.Р. Насырова
Гитара «Серебряные струны»
п.д.о. Р.Н. Кинзябаев
«Башкирский фольклор»
п.д.о. Ф.Я. Галиахметова
«Блокфлейта»
п.д.о. Ф.Я. Галиахметова
«Мюзикл»
п.д.о. Ф.Я. Галиахметова
«Мастерская моды»
п.д.о. Г.З. Кутлубаева
«Вокал» п.д.о. Д.Г. Абдуллина
«Курай» п.д.о. Р.М. Кутусов

1

1 год

1

9-10 лет

модифицированная

5

3 года

1,1,3,3,3

7-12 лет

модифицированная

2

1 год

1,1

14-16 лет

модифицированная

1

1 год

1

12-14 лет

модифицированная

2

2 года

1,1

9-12 лет

модифицированная

2

1 год

1,1

9-12 лет

модифицированная

4

1 год

1,1,1,1

11-14 лет

модифицированная

2

1 год

1,1

11-17 лет

модифицированная

1

1 год

1

10-16 лет

модифицированная

2

1 год

1,1

8-12 лет

модифицированная

1

1 год

1

9-10 лет

модифицированная

1

1год

1

9-14 лет

модифицированная

2
2

1 год
1 год

1,1
1,1

9-12 лет
10-16 лет

модифицированная
модифицированная

Спортивно-техническая направленность. Программы формируют у детей навыки конструкторской, изобретательской
деятельности, умение претворять идею в технический продукт, способствуют расширению технического кругозора в области науки и
техники. Программы предусматривают как овладение элементарной грамотностью в области информатики, робототехники, так и освоение

навыков работы с современными ИКТ технологиями, позволяют развивать творческое мышление, получать конкретные результаты своего
труда. Формирование системы знаний учащихся по роботехнике, ориентирование их на достижения высоких результатов.
Необходимость образовательной программы в данном направлении деятельности определяется тем, что в последние годы до 80%
детей ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья, развитие свыше 40% допризывников не соответствует требованиям,
предъявляемым армейской службой. Низкая физическая активность, по данный исследований, выявляется у 80% детей, что способствует
росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма. За
последние годы он вырос на 13%.
Показатель физической подготовленности современных детей достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60-70 годов. Этих
негативных последствий можно избежать, если эффективно и целенаправленно осуществлять внедрение физической культуры и спорта в
повседневную жизнь детей, наполняя ее разнообразными спортивными кружками, секциями и т.д. Главная задача данной направленности
создание здоровьесберегающей среды, в которой каждому ребенку предоставляется возможность выбора индивидуального пути
совершенствования своего физического развития и укрепления здоровья на протяжении жизни так, чтобы здоровый образ жизни вошел в
привычку и стал повседневной реальностью. Занятия спортивными видами единоборств – область спортивной деятельности,
представляющая собой совокупность прикладных, духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического
развития человека, укрепления его здоровья, способствующая воспитанию гражданина как личности. Направленность ориентирована на
развитие укрепление здоровья, физических способностей детей и подростков на воспитание нравственных и волевых качеств, расширение
функциональных возможностей организма. В методике преподавания спортивных танцев лежит обучение основам движения: баланс,
точность в распределении веса тела, механика работы стопы, коленей, построение вертикальной оси, координация, умение ориентироваться
в пространстве – т. е. элементарные знания законов физики и анатомии.
№ Название
творческого
объединения, п.д.о.
1 «Экопластика»
п.д.о. Н.А. Шайдуллина
2 «Хореография – спортивные
танцы» п.д.о. С.В. Бакаева
3 «Хореографияспортивные
танцы» п.д.о. А.М. Файзуллина
4 «Спортивная ритмика»
п.д.о. А.М. Файзуллина
5 «Хореографияспортивные
танцы» п.д.о. Л.Ф.Рахматуллина
6 «Ладья» п.д.о. Р.Н. Кинзябаев

Количество
групп
2

Срок реализации

Год обучения

Возраст

Тип программ

1 год

1,1

6-8 лет

модифицированная

7

4 года

1,2,2,3,3,3,4

5-15 лет

модифицированная

2

5 лет

3,5

8-13 лет

модифицированная

1

1 год

1

7 лет

модифицированная

7

1 год

1,1,1,1,1,1,1

модифицированная

2

1 год

1,1

4-6 лет
7 лет, 8-10 лет
10 лет

модифицированная

7

8
9

10

11
12
13
14

«Моделирование
и
конструирование кукол»
п.до. З.И. Баранова
«Кусудама» п.до. З.И. Баранова
«Моделирование
и
конструирование
из
бумаги,
картона и фанеры» п.д.о. Н.А.
Шайдуллина
«Моделирование
и
конструирование кукол»
п.до. Г.З. Кутлубаева
«Дебют» (шахматы) п.д.о. Р.Н.
Кинзябаев
«Юный робототехник» п.д.о.
И.В.Соколов
«Юный
физик»
п.д.о.
И.В.Соколов
«Хореография»
п.д.о.А.Ф.
Буранова

1

1 год

1

9 лет

модифицированная

1
2

1 год
1 год

1
1,1

9 лет
7-9 лет

модифицированная
модифицированная

2

1 год

1,1

8-12 лет

модифицированная

18

1 год

5-6 лет

модифицированная

2

1 год

1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
1,1,1,1,1,1,1,1
1,1

12-15 лет

модифицированная

2

1 год

1,1

14-16 лет

Модифицированная

2

1 год

1,1

12-13 лет

Модифицированная

Естественнонаучная направленность. Программы рассчитаны на все возрастные категории обучающихся. Программы имеет
своей целью формирование экологической культуры, ориентированы на индивидуальную научно-исследовательскую деятельность
обучающихся, развитие их самостоятельности и творчества, приобщение обучающихся к практической, экологической работе по оценке
состояния окружающей среды.
Данная направленность направлена на знание экологических закономерностей, рационального
природопользования и охраны природы, современных проблем во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их
успешного разрешения и преодоления.
№ Название
творческого Количество
объединения, п.д.о.
групп
1 «Юные экологи»
1
п.д.о. И.А. Васильева
2 «Юные экологи»
1
п.д.о. Г.В. Арсланова

Срок реализации

Год обучения

Возраст

Тип программ

1 год

1

12-14 лет

модифицированная

1 год

1

11-12 лет

модифицированная

3
4
5

«Юный геолог»
2
п.д.о. А.Р. Минибаев
«Мир исследователя» п.д.о. Г.А. 1
Ананова
«Юный натуралист» п.д.о. Г.А. 1
Ананова

4 года

2,3

10-12 лет

модифицированная

1 год

1

12-15 лет

модифицированная

1 год

1

7-10 лет

модифицированная

Социально-педагогическая направленность. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах,
социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в социуме. Социально-педагогическая направленность
предполагает: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
психофизиологическое и личностное развитие дошкольников в коллективе сверстников с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей каждого ребенка; формирование у дошкольников базовых общекультурных знаний, умений и навыков, необходимых для
дальнейшего обучения детей в ЦДТ. Программы развивают у подростков социально значимый комплекс жизненно важных навыков,
способствует формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных
способностей и творческой активности, приобретению ими социально-значимого опыта, развитие их личностных качеств и формирование
лидерско-организаторских способностей через значимую и полезную проектную деятельность. Образовательные программы данной
направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. В основном они рассчитаны на
социальную адаптацию и профессиональную ориентацию подростков. Одна из главных задач МБУ ДО ЦДТ в этом направлении -создание
благоприятного социально-психологического климата в учреждении.
№ Название
творческого
объединения, п.д.о.
1 «Волонтеры»
п.д.о. А.М. Файзуллина
2 «Золотая пчела»
П.д.о. А.Р. Насырова
3 «Школа Лидера»
П.д.о. К.О. Шаульская
4 Агитбригада «Старт»
п.д.о. О.Н. Григорьева
5 «Этика и психология семейной
жизни» п.д.о. И.П. Шаульская

Количество
групп
3

Срок реализации

Год обучения

Возраст

Тип программ

2 года

1,1,1

12-17 лет

модифицированная

1

1 год

1

11-12 лет

модифицированная

2

1 год

1,1

10-12 лет

модифицированная

2

3 года

1,1

9-10 лет

модифицированная

2

1 год

1,1

13-14 лет

модифицированная

«Мифология»
п.д.о.
И.П.
Шаульская
7 «Военно-патриотическое
воспитание Юнармия»
п.д.о. А.Р. Минибаев
8 «Веселый английский»
п.д.о. Р.Р. Шамсутдинова
9 «Познавательный английский»
п.д.о. Р.Р. Шамсутдинова
10 «Волшебный английский»
п.д.о М.С. Воробьева
11 «Ритмика» п.д.о. К.О. Шаульская

1

1 год

1

11 лет

модифицированная

3

3 года

1,1,1

11-16 лет

модифицированная

12

1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
3,3
1,1,1

5-6 лет,
9-12 лет
11-14 лет

модифицированная

3

1 год,
3 года
3 года

10

1 год

1,1,1,1,1,1,1,1,1,1

5-6 лет

модифицированная

14

1 год

модифицированная

12 Комплексная
программа 12
«Непоседы»
13 «Юный журналист» п.д.о. С.М. 2
Игликова
14 «Говори свободно» п.д.о. Г.З. 1
Киямова

1 год

1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1, 4-6 лет
1,1,1
1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1 4-7 лет

1 год

1,1

10-12 лет

Модифицированная

1 год

1

15-16 лет

Модифицированная

15 «Интерактивный башкирский» 1
п.д.о. И.Р. Шаяхметов

1 год

1

16-17 лет

Модифицированная

16 «Веселый английский»
п.д.о. А.Д. Хазиева

1 год

1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
1,1,1,1

5-6 лет, 7 лет, 8- Модифицированная
9 лет, 10-11 лет,
4-6 лет

6

14

модифицированная

модифицированная

Туристско-краеведческая направленность направлена на развитие специальных и физических качеств посредством занятий туризмом, а
также изучение родного края, развитие творческий способностей, овладение методами поисковой краеведческой работы. Обучение
предполагает изучение основ туризма, ориентирования, краеведения. Занятия направлены на воспитание чувства патриотизма,
коллективизма, привитие любви и бережного отношения к окружающему. В ходе реализации программ данной направленности
обучающиеся приобщаются к истории и культуре своего и других народов, получают историческую и социальную информацию об
основных этапах истории человечества, о закономерностях развития России и, в том числе, своей малой Родины, своего края, города,

района. Основная идея программы – через изучение истории родного края приобщить учащихся к национальным и культурным традициям
своего народа; уметь оценивать исторические явления с позиции сегодняшнего дня и с точки зрения прошлого, когда эти события имели
место; уметь наблюдать, анализировать и обобщать факты, делать выводы, ставить проблемы и их разрешать; применять полученные
знания и умения в повседневной жизни, проводя экскурсионную и на научно-исследовательскую деятельность.
№ Название
творческого
объединения, п.д.о.
1 «Спортивное
ориентирование»
п.д.о. А.Р. Минибаев
2 «Юный турист»
п.д.о. А.Р. Минибаев
3 «Юный турист»
п.д.о. С.Г. Файрузов
4 «Спортивное
ориентирование»
п.д.о. С.Г. Файрузов
5 «Школа безопасности»
п.д.о. С.Г. Файрузов
6 «Соцветие курая»
п.д.о. А.М. Файзуллина
7 «Краеведение»
п.д.о.
Н.Н.
Асимова

Количество
групп
1

Срок реализации

Год обучения

Возраст

Тип программ

1 год

1

12-14 лет

модифицированная

1

1 год

1

11-16 лет

модифицированная

3

1 год

1,1,1

11-15 лет

модифицированная

3

1 год

1,1,1

11-15 лет

модифицированная

1

4 года

1

11-15 лет

модифицированная

1

1 год

1

12-17 лет

модифицированная

1

1 год

1

11-12 лет

модифицированная

Кинзябае
в Рамиль
Нигматзя
нович

Подписан: Кинзябаев Рамиль Нигматзянович
DN: ИНН=021902132948,
СНИЛС=03019445719, E=roo.2013@inbox.ru,
C=RU, S=Республика Башкортостан,
L=Красноусольский, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН, G=Рамиль
Нигматзянович, SN=Кинзябаев,
CN=Кинзябаев Рамиль Нигматзянович
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-02-25 15:21:53
Foxit Reader Версия: 9.7.1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-78-44, +7(34740)2-79-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».