Юный робототехник эпц

Кинзябаев
Рамиль
Нигматзянович

Подписан: Кинзябаев Рамиль Нигматзянович
DN: ИНН=021902132948, СНИЛС=03019445719,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика
Башкортостан, L=Красноусольский,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН, G=Рамиль Нигматзянович,
SN=Кинзябаев, CN=Кинзябаев Рамиль Нигматзянович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.03.03 09:06:19+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр Детского Творчества МР Гафурийский район Республики Башкортостан
Принята на педагогическом совете
Протокол № 1 от 26.08. 2020 г.

Утверждаю:
И. о. директора МБУ ДО ЦДТ
МР Гафурийский район РБ
______________________
Р.Н.Кинзябаев
Приказ №___ от ________2020 г.

Дополнительная общеобразовательная программа
спортивно – технической направленности

«Юный робототехник»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Соколов Иван Викторович,
педагог дополнительного образования

с. Красноусольский, 2020г.

Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. и Концепции развития
дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от
04.09.2014г. № 1726-р.
Она составлена в соответствии с общими учебно – воспитательными задачами и призвана
содействовать всестороннему изучению обучающимися социально – демографических,
экономических, правовых и политических особенностей родного края.
Одной из важных проблем в России являются её недостаточная обеспеченность
инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Данная проблема
существует на фоне постоянно возрастающих потребностей в таких специальностях, как
«Инженер-конструктор» и «Программист». Согласно анализу многих кадровых агентств и
других исследователей рынка труда, спрос на инженерные специальности сохранится, и
будет занимать ведущие позиции в рейтинге востребованности в перспективе 4-6 лет.
Необходимо вернуть массовый интерес молодежи к научно-техническому творчеству,
и наиболее перспективный путь в этом направлении – это робототехника, позволяющая в
игровой форме знакомить детей с наукой.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического
прогресса, в котором проблемы механики и технического проектирования соприкасаются с
областью высоких технологий и проблемами искусственного интеллекта.
По данным
Международной федерации робототехники, прогнозируется резкое
увеличение оборота отрасли. Интенсивное использование роботов в быту, производстве,
медицине, военном деле и других сферах, требует высокий уровень умений и знаний не
только от специалистов-разработчиков, но и от рядовых пользователей, которым придётся
сталкиваться с управлением роботами ежедневно.
Изучение робототехники позволяет на практике рассмотреть многие темы из учебного
предмета «Информатика и ИКТ», которые иногда встречают затруднения в ходе освоения
основного курса. А именно, алгоритмизация и программирование, исполнитель, логика,
основы устройства компьютера. Также данная программа обучения даст возможность
обучающимся закрепить и применить на практике полученные знания по таким
дисциплинам, как математика, физика и технология.
Робототехника ориентирована на работу в команде, что способствует формированию
умения взаимодействовать с обучающимися, формулировать, анализировать, критически
оценивать, отстаивать свои идеи.
Основной формой организации учебного процесса является занятия. Виды деятельности:
активная лекция, выполнение проектов и исследовательских работ, работа осуществляется в
группах, в парах и индивидуально с правом выбора вида деятельности. По результатам
выполненной деятельности обучающиеся представляют готовый проект (готовая модель
конструктора, составленная к ней программа с заданным алгоритмом действий и корректное
выполнение этой программы роботом). Отметочная система оценивания результата не
предполагается. По желанию обучающихся они готовят презентации по изучаемому материалу
для размещения на сайте МБУ ДО ЦДТ, а также фото и видеоматериалы проектов.
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов.
Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная
задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие
условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.
Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей
довольно широк.
Основным содержанием данной программы являются постепенное усложнение занятий от
технического моделирования до сборки и программирования роботов с использованием
материалов книги Д. Г. Копосова «Первый шаг в робототехнику».
Данная программа предполагает обучение решению задач конструкторского характера, а

также программированию, моделированию при использовании на уроках конструктора LEGO
EV3 и программного обеспечения LEGO MINDSTORMS Education EV3.
Использование
конструктора
LEGO
EV3
позволяет
создать
уникальную
образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского
мышления. В процессе работы с LEGO EV3 обучающиеся приобретают опыт решения как
типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных.
Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с
соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.
При дальнейшем освоении LEGO EV3 становится возможным выполнение серьезных проектов,
развитие самостоятельного технического творчества.
Актуальность программы заключается в том, что он направлен на формирование творческой
личности, живущей в современном мире. Наборы LEGO MINDSTORMS EV3 ориентированы на
изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе
всех современных конструкций и устройств.
Конструктор LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что
позволяет обучающимся получить результат в пределах одной пары уроков. И при этом
возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет
учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы.
Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS
EV3 обладает очень широкими
возможностями, в частности, позволяет вести рабочую тетрадь и представлять свои проекты
прямо в среде программного обеспечения LEGO MINDSTORMS EV3.
При освоении данной программы желательны наличие у обучающихся знаний основ работы
с компьютером, личностных качеств – таких как старательность, аккуратность,
целеустремленность.
Используя персональный компьютер, LEGO-элементы из конструктора ребята могут
конструировать управляемые модели роботов. Робот функционирует автономно, достаточно
загрузить управляющую программу в специальный LEGO-компьютер и присоединить его к
модели робота, EV3 работает независимо от настольного компьютера, на котором была написана
управляющая программа; получая информацию от различных датчиков и обрабатывая ее, он
управляет работой моторов.
Цель:
формирование культуры конструкторско-исследовательской деятельности и освоение
приемов конструирования, программирования и управления робототехническими устройствами
(базовый набор конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3).
Задачи:
Образовательные
 Использование современных разработок по робототехнике в области образования,
организация на их основе активной деятельности обучающихся
 Ознакомление обучающихся с комплексом базовых технологий, применяемых при
создании роботов
 Реализация межпредметных связей с математикой
Развивающие
 Развитие у обучающихся инженерного мышления, навыков конструирования,
программирования и эффективного использования кибернетических систем
 Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности
 Развитие креативного мышления, и пространственного воображения обучающихся
 Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления
изучаемого материала и в целях мотивации обучения
Воспитательные
 Повышение мотивации обучающихся к изобретательству и созданию собственных
роботизированных систем
 Формирование у обучающихся стремления к получению качественного законченного

результата.
Место реализации программы: на базе МБУ ДО ЦДТ
Срок реализации: 1 год
Условия реализации программы: педагог должен иметь средне-специальное или высшее
педагогическое образование.
Ценностные ориентиры содержания программы
Общество находимся на пороге новой эры: персональный компьютер позволяет нам слышать
и видеть, а в скором будущем и трогать предметы, путешествовать по всему миру, погружаться в
глубины океана.
Бурно развивается новая отрасль промышленности - робототехника. Сегодня робототехника
входит в нашу повседневную жизнь.
Роботы могут выполнять опасные ремонтные работы, управлять нефтепроводами, работать с
вредными для человека веществами, диагностировать и лечить людей и т.п.
Роботы скоро станут привычными и доступными для нас, окажут большое влияние на
процесс нашего обучения, работы, отдыха и общения.
В процессе изучения программы обучающиеся знакомятся с проблемами и вопросами,
которые специалисты решают сегодня. Проводя исследования и выполняя задания, школьники
узнают, как создавать программы для управления простыми и сложными роботизированными
механизмами, приобретают общее представление об интереснейшей науке — робототехнике.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В ходе изучения программы формируются и получают развитие метапредметные результаты,
такие как:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Личностные результаты, такие как:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты: формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
Содержание образовательной программы с описанием

учебно-методического обеспечения
образовательного процесса
Содержание программы представлено подборкой проектно-исследовательских задач для
обучающихся. В процессе работы используется УМК, в составе которого: учебник-практикум
Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.,рабочая
тетрадь; самоучитель (систематизированная подборка учебных материалов, представленная в
программном обеспечении, где в увлекательной форме идет знакомство с обучающими
программами LEGO MINDSTORMS Education EV3). Оборудование: компьютер с установленным
ПО, набор лего-конструктора.
Все задания практикума — это те проблемы и вопросы, с которыми специалисты
сталкиваются сегодня. Проводя исследования и выполняя задания, обучающиеся шаг за шагом
узнают, как создавать программы для управления простыми и сложными роботизированными
механизмами, приобретают общее представление об интереснейшей науке — робототехнике.
Планируемые результаты изучения программы
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
•
проводить наблюдение и эксперимент под руководством
учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;

•

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме.

Формы контроля
 Проверочные работы;
 Практические занятия;
 Творческие проекты;
 Соревнования;
 Опросы;
 Обсуждения.
При организации практических занятий и творческих проектов формируются малые
группы, состоящие из 2-3 обучающихся. Для каждой группы выделяется отдельное рабочее
место, состоящее из компьютера и конструктора.
Преобладающей формой текущего контроля выступает проверка работоспособности
робота:



выяснение технической задачи,
определение путей решения технической задачи

Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ.

Методы обучения
1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание обучающимися нового
материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения
иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения материалов);
2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе
разработки собственных моделей)
3. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их
коррекция в процессе выполнения практических заданий)
4. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке
проектов)

Формы организации учебных занятий







занятие-консультация
практикум;
занятие-проект;
занятие проверки и коррекции знаний и умений.
выставка;
соревнование;

Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения конструирования и
программирования модели робота для решения предложенной задач.

Презентация группового проекта

Процесс
выполнения итоговой работы завершается процедурой
презентации действующего робота.
Презентация
сопровождается демонстрацией действующей модели робота
и представляет собой устное сообщение (на 5-7 мин.), включающее в себя
следующую информацию:




тема и обоснование актуальности проекта;
цель и задачи проектирования;
этапы и краткая характеристика проектной деятельности на каждом из этапов.
Оценивание выпускной работы осуществляется по результатам презентации робота на
основе определенных критериев.

Учебный план
№

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Виды контроля

1

Введение в робототехнику

2

Опрос, обсуждение

2

Знакомство с роботами LEGO Mindstorm EV3

35

Проверочная работа

3

Robot Educator, основные возможности

35

Соревнование,
контрольное задание

4

Robot Educator, более сложные действия

35

Соревнование

5

Robot Educator, операции с данными
Битва роботов

35

6

Итоговое занятие

2

ВСЕГО

Соревнования моделей
роботов.
Презентация
гх проектов

144
Календарно – учебный график

№

1.

2.

3.

Название темы

Теоретич. занятия

Практич. занятия

Всего
часов

Тема 1. Введение в робототехнику.

2

-

2

Вводное занятие. Что такое "Робот".
Виды, значение
в современном мире, основные
направления применения. Состав
конструктора, правила работы.
Проект. Этапы создания проекта.
Оформление проекта.

1

-

1

1

-

1

Тема 2. Знакомство с роботами
LEGO Mindstorm EV3.
Ознакомление с визуальной
средой программирования
LabVIEW. Интерфейс. Основные
блоки.

15

20

35

2

2

4

4.

5.

6.
7.
8.
9.

10.

11.
12.
13.

14.
15.

16.
17.

18.

19.

20.

Обзор модуля EV3. Экран, кнопки
управления, индикатор состояния,
порты.
Обзор сервомоторов EV3, их
характеристика. Сравнение основных
показателей (обороты в минуту,
крутящий момент, точность).
Устройство, режимы работы.
Обзор датчика касания.
Устройство, режимы работы.
Обзор гироскопического датчика.
Устройство, режимы работы.
Обзор датчика света. Устройство,
режимы работы.
Обзор ультразвукового датчика.
Устройство, режимы работы.
Проверочная работа на тему:
"Характеристики и режимы работы
активных компонентов".
Тема 3. Robot Educator, основные
возможности.
Сборка модели робота по
инструкции. Основные
механические детали
конструктора и их назначение.
Движения по прямой траектории.
Точные повороты.
Движения по кривой траектории.
Расчёт длинны пути для каждого
колеса при повороте с заданным
радиусом и углом.
Игра "Весёлые старты". Зачет
времени и количества ошибок
Захват и освобождение "Кубойда".
Механика механизмов и машин.
Виды соединений и передач и их
свойства.
Решение задач на движение с
использованием датчика касания.
Решение задач на движение с
использованием датчика света.
Изучение влияния цвета на
освещенность
Решение задач на движение с
использованием гироскопического
датчика.
Решение задач на движение с
использованием ультразвукового
датчика расстояния.
Программирование с помощью
интерфейса модуля. Контрольный
проект на тему: "Разработка сценария
движения с использованием
нескольких датчиков".
Тема 4. Robot Educator, более
сложные действия.

2

2

4

4

-

4

2

4

6

2

4

6

2

4

6

1

4

5

1

34

35

1

1

2

-

3

3

-

3

3

-

3

3

-

3

3

-

3

3

-

3

3

-

3

3

-

4

4

-

4

4

-

4

4

14

21

35

2

3

5

2

3

5

2

3

5

2

3

5

2

3

5

26.

Битва роботов
Многозадачность. Понятие
параллельного программирования.
Оператор цикла. Условия выхода
их цикла. Прерывание цикла.
Оператор выбора (переключатель).
Условия выбора.
Многопозиционный
переключатель. Условия выбора.
Динамическое управление.

2

3

5

27.

Битва роботов

2

3

5

8

27

35

28.

2

7

9

29.

Тема 4. Robot Educator, операции с
данными Битва роботов
Шина данных, понятие,
назначение
Сравнение значений показателей.

2

7

9

30.

Понятие переменной и массива.

2

7

9

31.

Битва роботов

2

6

8

32.

Итоговое занятие

2

-

2

21.
22.
23.
24.
25.

ИТОГО:

42

102

144

Содержание программы
№

К.
ч

1

1

2

1

3

1

4

1

Тема

Что такое "Робот". Виды, значение
в современном мире, основные
направления применения. Состав
конструктора, правила работы.
Проект. Этапы создания проекта.
Оформление проекта.

Практика
Тема 1. Введение в робототехнику
Просмотр видеороликов о применении
роботизированных систем, в т.ч. LEGO
Mindstorm. Ознакомление с комплектом деталей.
Изучение основ проектирования.
Знакомство с понятием проект, целями,
задачами, актуальностью проекта, основными
этапами его создания. Научить учащихся
оформлять проектную папку

Тема 2. Знакомство с роботами LEGO Mindstorm EV3.
Ознакомление с визуальной
Распределение наборов по группам.
средой программирования
Сортировка и раскладывание деталей. Ознакомление
LabVIEW. Интерфейс. Основные
с рабочим местом (ноутбук + конструктор +
блоки.
руководство)
Обзор модуля EV3. Экран, кнопки
управления, индикатор состояния,
порты.

Блоки ПО

Установка батарей, способы экономии
энергии.
Написание и запуск программ по управлению
модулем EV3.

Краткое руководство
(программирование, краткий обзор
программирования), основы
(настройка конфигурации блоков).
Аппаратное обеспечение (звуки
модуля, световой индикатор
состояния модуля, экран модуля,
кнопки управления модулем)

12

Обзор сервомоторов EV3, их
характеристика. Сравнение
основных показателей (обороты в
минуту, крутящий момент,
точность). Устройство, режимы
работы.
Обзор датчика касания.
Устройство, режимы работы.

Соединение мотора с
модулем.Программирование различных
способов управления моторами. Проект
"Секундомер".

Аппаратное обеспечение
(большой мотор, средний
мотор)

Соединение датчика касания с
модулем. Программирование управления
модуля с помощью датчика. Проекты
"Количество
нажатий на дисплей", "Число нажатий за 5 секунд".

Аппаратное обеспечение
(датчик касания)

1

Обзор гироскопического датчика.
Устройство, режимы работы.

Соединение гироскопического датчика
с модулем. Программирование управления
модуля с помощью датчика. Проекты
"Равномерное кручение"

Аппаратное обеспечение
(гироскопический датчик), более
сложные действия (Скорость
гироскопа)

8

1

Обзор датчика света. Устройство,
режимы работы.

Соединение датчика света с модулем.
Программирование управления
модуля с помощью датчика. Проекты
"Цветовой код", "Ночная дискотека"

9

1

Обзор ультразвукового датчика.
Устройство, режимы работы.
Проверочная работа на тему:
"Характеристики и режимы
работы активных компонентов".

Соединение ультразвукового датчика с
модулем. Программирование управления
модуля с помощью датчика. Проект
"Дальнометр"

Аппаратное обеспечение
(датчик цвета - цвет, датчик цвета
- освещение). Более
сложные действия (датчик света
- калибровка), космические
проекты (калибровка датчика света)
Аппаратное обеспечение
(ультразвуковой датчик), более
сложные действия (текст)

5

1

6

1

7

Тема 3. Robot Educator, основные возможности.
13

Сборка модели робота "Robot
Educator".

Инструкции по сборке
(приводная платформа)

1

Сборка модели робота по
инструкции. Основные
механические детали
конструктора и их назначение.
Движения по прямой траектории.

Расчет числа оборотов колеса для
прохождения заданного расстояния.

Основы (перемещение по
прямой), Космические проекты
(управляемые движения)

13

1

Точные повороты.

Запрограммировать робота выполнять
повороты на требуемый угол

Космические проекты (точные
повороты)

14

1

Движения по кривой траектории.
Расчёт длинны пути для каждого
колеса при повороте с заданным
радиусом и углом.

Программирование различных
поворотов с использованием блоков "Рулевое
управление", "Независимое рулевое управление",
"Большой сервомотор"

Основы (движение по кривой,
независимое управление
моторами)

15

1

Игра "Весёлые старты". Зачет
времени и количества ошибок

16,
17

2

Захват и освобождение "Кубойда".
Механика механизмов и машин.
Виды соединений и передач и их
свойства.

Соревнование на скорость
передвижения роботов до заданной точки и
возвращения обратно
Сбор приводной платформы.
Программирования захвата и перемещения
объекта. Проект "Передача эстафеты".

18

1

Решение задач на движение с
использованием датчика касания.

10,
11

2

12

Инструкция по сборке
(Средний мотор - Приводная
платформа), основы (переместить
объект), космические проекты
(обнаружение предмета)

Присоединения датчика касания к
модели. Программирование различных сценариев
движения. Проекты "Столкновение", "У подножья
обрыва".

14

Решение задач на движение с
использованием датчика света.
Изучение влияния цвета на
освещенность
Решение задач на движение с
использованием гироскопического
датчика.

Присоединения датчика света к
модели. Программирование различных сценариев
движения. Проект "У подножья обрыва"

Основы (остановиться у линии),
космические проекты
(обнаружение цвета)

Присоединения гироскопического
датчика к модели. Программирование различных
сценариев движения.

Основы (остановиться под
углом), космические проекты
(поворот при помощи датчика)

1

Решение задач на движение с
использованием ультразвукового
датчика расстояния.

Присоединения датчика света к
Основы (остановиться у
модели. Программирование различных сценариев объекта)
движения. Проект "Плавная остановка"

22,
23

2

Программирование различных
сценариев движения. Проект "Движение по
заданной траектории (квадрат, треугольник)"

24,
25

2

Программирование с помощью
интерфейса модуля. Контрольный
проект на тему: "Разработка
сценария движения с
использованием нескольких
датчиков".
Битва роботов

26

1

19

1

20

1

21

27-29 3

30-32 3

Основы (программирование
модулей)

Соревнования "Кегельринг", "Змейка".
Зачет времени и количества ошибок.

Тема 4. Robot Educator, более сложные действия.
Многозадачность. Понятие
Использование многозадачности для
параллельного программирования. перемещения приводной платформы и
воспроизведения звука одновременно.
Оператор цикла. Условия выхода
Создание и отладка программы с
их цикла. Прерывание цикла.
использованием блока цикла для повторения серии
действий. Проекты "Зацикливание», "Движение по
контуру"
Оператор выбора (переключатель). Использование блока переключения
Условия выбора.
для принятия решений в
динамическом процессе на основании информации
датчика

Более сложные действия
(многозадачность)
Более сложные действия (цикл),
космические проекты
(движение по линии)
Более сложные действия
(переключатель)

15

33

1

Многопозиционный
переключатель. Условия выбора.

Программирование приводной базы
таким образом, чтобы она двигалась и поворачивала
при обнаружении различных цветов. Проект
"Определитель цвета"

34

1

Динамическое управление.

Использование блоков датчика для
управления мощностью моторов приводной
платформы в динамическом режиме.

35-37 3

Битва роботов

38

1

Шина данных, понятие,
назначение

39

1

Сравнение значений показателей.

40

3

Понятие переменной и массива.

41-48 8

Битва роботов

Более сложные действия
(многопозиционный
переключатель), космические
проекты (обнаружение и
реагирование)
Более сложные действия (блоки
датчиков)

Соревнование "Змейка", "Кегельринг с
цветоуправлением". Зачет времени и количества
ошибок.
Тема 4. Robot Educator, операции с данными Битва роботов
Самостоятельный эксперимент с тремя
Более сложные действия (шина
типами шин данных
данных)
Использование датчика цвета для
включения моторов приводной платформы
при
обнаружении
определенных
цветов.
Использование
переменной
и массива
для хранения параметров движения робота.
Проекты "Цветовой код", "Программируемые
движения"
Соревнования "Кегельринг", "Змейка".
Проекты-задания "Перемещение по заданным
координатам", "Движение по кривой (змейка,
кольцо,
восьмёрка)", "Чертежник", "Парковка", "Лабиринт",
"Сканирование
местности", "Объезд препятствий".

Более сложные действия
(сравнение)
Более сложные действия
(переменные),
космические
проекты
(программируемые
движения)

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовое обеспечение
1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011г.
№2227-р;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г., №996р.;
4. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом РФ 27 мая 2015г.;
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016г. №11);
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017г. № 48226);
7. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. Приказом Минтруда и социальной
защиты РФ от 05 мая 2018г. № 298н, зарегистрирован в Минюсте РФ 28 августа 2018г., рег. №52016);
8. Приказ № 1309 от 09.11.2015г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
9. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательныз организаций дополнительного образования детей»;
10. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
11. Конвенция о правах ребенка;
12. Конституция Российской Федерации;
13. Трудовой кодекс РФ №197 –ФЗ от 30 декабря 2001 года введен в действие с 01.02.2002 г.;
15. Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Введены в действия приказом
министерства РФ по делам Гражданской
обороны. Чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий от 18 июня 2013 года №313;
16. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726р;.
17. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России»;
18. «Примерная программа воспитания и социализация обучающихся»;
19. Конституция Республики Башкортостан;
20. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013г. № 696-з «Об образовании в Республики Башкортостан».

Список литературы для педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г.
Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с.
Gary Garber. Learning LEGO Mindstorm EV3. – М.: Книга по требованию, 2015 – 284 с.
Овсяницкая Л.Ю. Алгоритмы и программы движения робота Lego Mindstorms EV3 по линии. – М.: Издательство «Перо», 2015. –
168 с.
Овсяницкая Л.Ю. Пропорциональное управление роботом Lego Mindstorms EV3 по линии. – М.: Издательство «Перо», 2014г.
Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота LEGO Mindstorm EV3. – М.: Издательство «Перо», 2013г.
Вязов С.М. Соревновательная робототехника: приёмы программирования в среде
EV3: учебно-практическое пособие

9. Бабич А.В., Баранов А.Г., Калабин И В. и др. Промышленная робототехника: Под редакцией Шифрина Я.А. - М.:
Машиностроение, 2002.
10. Вильяме Д. Программируемый робот, управляемый с КПК /Д. Вильяме; пер. с англ. А. Ю. Карцева. — М.: НТ Пресс, 2006. —
224 с; ил. (Робот — своими руками).
11. Скотт Питер. Промышленные роботы - переворот в производстве. - М.: Экономика, 2007.
12. Фу К., Гансалес Ф., Лик К. Робототехника: Перевод с англ. - М. Мир, 2010. Шахинпур М. Курс робототехники: Пер. с англ. —
М.; Мир, 2002.
13. Юревич Ю.Е. Основы робототехники. Учебное пособие. Санкт-Петербург: БВХ-Петербург, 2005.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

mindstorms.lego.com
prorobot.ru
legoengineering.com
nxtprograms.com
robosport.ru
myrobot.ru
robofest2012.ru

8. arcticbot.robofund.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-78-44, +7(34740)2-79-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».