Декаративно - прикладное искусство эпц

Кинзябаев
Рамиль
Нигматзянов
ич

Подписан: Кинзябаев Рамиль Нигматзянович
DN: ИНН=021902132948, СНИЛС=03019445719,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика
Башкортостан, L=Красноусольский,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ
РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН,
G=Рамиль Нигматзянович, SN=Кинзябаев,
CN=Кинзябаев Рамиль Нигматзянович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-02-25 14:58:07
Foxit Reader Версия: 9.7.1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр Детского Творчества МР Гафурийский район Республики Башкортостан

Принята на педагогическом совете
Протокол № 1от 26.08.2020 г.

Утверждаю:
И.о.директора МБУ ДО ЦДТ
МР Гафурийский район РБ
________________________
Р.НГ.Кинзябаев
Приказ №____от _________2020г.

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно – эстетической направленности
«Декоративно – прикладное искусство
Возраст детей: 10-11 лет
Срок реализации: 1 года

Составитель: Рафикова Ляйсан Мухаметовна, педагог
дополнительного образования

с. Красноусольский, 2020г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно – прикладное
искусство» относится к художественной направленности, является одной из программ по
реализации задач всестороннего, гармоничного развития школьников.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных учреждений
дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41; 4. Письма Минобрнауки
России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей».
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни, ее практической значимостью. Дети могут
применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением
классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. В
настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и
развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения
детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки
воспитанники
демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительные особенности данной программы - программа ориентирована на
применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются
творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
 занятия в свободное время;
 обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся,
родители, педагоги);
 обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов
и сочетания различных направлений и форм занятия;
Программа дополнена современными технологиями декоративно – прикладного
искусства, а именно аппликацией из соломки, батиком и оформительской работой, т.е.
выпуском стенгазет с углубленным изучением шрифта.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают
знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной
перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки,
рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного

искусства, национальной культуре народа Башкортостана, красоте природы
человеческих чувств.
Адресат программы – дети и подростки от 10-11 лет.
Наполняемость группы – 15 человек.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 9 месяцев, 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса:
На занятиях используются групповые коллективные формы работы.
Формы обучения – очная, образовательная и досуговая деятельность.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проходят 2 раза в неделю, по 2 часа

и

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель программы – создание условий для творческого развития ребенка
посредством педагогического сотрудничества учителя и ребёнка во время занятий по
изобразительной деятельности.
Задачи:
 воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта
человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
 художественно-творческая – развития творческих способностей, фантазии и
воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных
приемов и решений в реализации творческих идей;
 техническая – освоение практических приемов и навыков изобразительного
мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Ожидаемые результаты.
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные
впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п

Название разделов, тем

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.

2

1

1

Материалы и инструменты.

1

1

-

1. Рисунок

30

15

15

3

Цветовой круг

2

1

1

4

Композиция

2

1

1

5,6

Рисуем цветы

4

2

2

7.8

Рисуем животных

4

2

2

1.
2

9,10,11

Рисуем пейзаж

6

3

3

12,13

Рисуем человека

4

2

2

14,15

Нетрадиционные техники рисования

6

3

3

16

Рисуем натюрморт

2

1

1

2. Папье-маше.

12

3

9

17

Свойства и виды бумаги.

1

1

-

18

Самодельная бумага.

1

1

-

19

Беседа: «Папье-маше».
Формы для папье-маше.

работы. 1

1

-

20

Приготовление массы.

1

-

1

21

Сушка и снятие с формы.

1

-

1

22

Окрашивание и лакирование изделий.

1

-

1

23,24

Изготовление тарелки.

1

-

1

25,26

Изготовление тарелки (лакирование).

1

-

1

27

Изготовление вазы (составление эскиза).

1

-

1

28

Изготовление каркаса.

1

-

1

29

Нанесение массы или маширование кусочками
бумаги на модель.

1

-

1

30

Роспись изделия.

1

-

1

15

7

8

Приемы

3. «Работа с природным материалом»
31

Поделка из шишек и пластилина

2

1

1

32

Осенний пейзаж из листьев

4

2

2

33, 34

Картина из природных материалов. Панно..

6

3

3

35

Картина из сыпучих продуктов

3

1

2

4. Работа с цветной бумагой

10

5

5

36

Изготовление Лебедя из ладошек

2

1

1

37

Панно «Ромашки».

2

1

1

38

Обьемное панно из цв.бумаги «бабочка»

4

2

2

39

Изготовление цветка из ладошек
5. Работа с различным материалом

2

1

1

15

7

8

40

Беседа: «Русские народные сказки»

2

1

1

41

Оклеивание рисунка крупой « Репка»

2

1

1

42

Оклеивание рисунка крупой

2

1

1

43

Покраска рисунка

2

1

1

44

Составление эскиза. «Утенок» из ткани.

2

1

1

45

Наклеивание изделия на картон

2

1

1

46

Наклеивание изделия на картон

2

1

1

47

Выставка работ. оценивание

1

-

1

20

10

10

6. Лепка
48

Вводое занятие. Правила поведения и техника 2
безопасности.

2

1

49

Ознакомительная беседа. Что такое
Соленое тесто.Способы приготовления

2

1

50

Божья коровка на листочке. Обьемная поделка

2

1

1

51

Сушка изделия. покраска

2

1

1

52

Лакирование.

2

1

1

53

Котик поваренок». Обьемная поделка

2

1

1

54

Покраска. лакирование

2

-

1

55

Лебеди.Обьемная поделка

2

1

1

56

Покраска. лакирование

2

-

1

57

Выставка работ.

2

1

1

15

7

8

лепка? 2

7. «Бисероплетение»
58

Вводное занятие.

2

1

1

59

Плетение браслета. Низание в одну нить.

4

2

2

60

Низание в одну нить.

4

2

2

61

Изготовление цепочек с цветами из 6 лепестков

5

2

3

12

6

6

8. Выпуск газет»

62

День пожилых людей

2

1

1

63

День учителя

4

2

2

64

День матери.

2

1

1

65

Новогодняя открытка

2

1

1

66

День Победы

2

1

1

12

6

6

История 2

1

1

Цепочка 4

2

2

9. «Вязание»
67

Вязание. Техника
вязания крючком.

безопасности.

68-69

Образование
первой
воздушных петель.

70

Образование столбика с накидом.

2

1

1

71

Экскурсия парк «Юность»

2

1

1

72

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

144

68

76

петли.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для детей и подростков возраста 7 - 10 лет органичны занятия изобразительным
искусством. Для них необходим определённый уровень графических навыков, важно
научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук
проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В
процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории
искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным
залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей
страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом
результате.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой
работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности
изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся
техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести
психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически
выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и
труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на
его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна
традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей
семьи, поселка дети впитывали с ранних лет.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы у обучающихся:



формируется интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству,
умение детей составить композицию как на листе, так и в объеме;
 развиваются у детей индивидуальные творческие способности;
 приобретаются навыки социальной активности, выявляются склонности ребенка.
Учащиеся научатся:






проявлять инициативу, самостоятельность;
правильно организовывать свое рабочее место;
владеть навыками работы кистью, карандашом, работы с пластилином;
составлять композиции;
работать аккуратно, бережно, терпеливо, опираясь на правила безопасности,
работать по образцу и по замыслу;
Список литературы
Нормативно-правовое обеспечение:

1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г.
2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011г. №2227-р;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г., №996-р.;
4. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования»,
одобренная Президентом РФ 27 мая 2015г.;
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016г. №11);
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017г. №
48226);
7. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утв. Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018г. № 298н,
зарегистрирован в Минюсте РФ 28 августа 2018г., рег. №52016);
8. Приказ № 1309 от 09.11.2015г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а
также оказания им при этом необходимой помощи»;
9. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательныз организаций
дополнительного образования детей»;
10. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
11. Конвенция о правах ребенка;
12. Конституция Российской Федерации;
13. Трудовой кодекс РФ №197 –ФЗ от 30 декабря 2001 года введен в действие с 01.02.2002
г.;
15. Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Введены в действия приказом
министерства РФ по делам Гражданской обороны. Чрезвычайных ситуаций и
ликвидации стихийных бедствий от 18 июня 2013 года №313;

16. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р;.
17. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России»;
18. «Примерная программа воспитания и социализация обучающихся»;
19. Конституция Республики Башкортостан;
20. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013г. № 696-з «Об образовании в
Республики Башкортостан».
Литература для педагога:
1.
История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativnoprikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
2.
Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
3.
Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0
4.
Декоративно-прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php
5.
Особенности
преподавания
декоративно-прикладного
искусства
http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm
6.
Художественная
энциклопедия
http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-4124/
7. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград.
2008г.
8. Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992 г.
9. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое
пособие. Игровые методы обучения И.Д. Агеева, Москва, Творческий центр
«Сфера», 2007 г
10. Изображение растительных мотивов. Учебное пособие для вузов. Н. П.
Бесчастнов, Москва, Владос, 2008 г.
11. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
12. Костерин Н. П. Учебное рисование. – М., «Просвещение», 1987 г.
13. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000 г.
14. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
15. Мастер - класс. Перспектива и композиция в примерах. Москва, АСТ Астрель,
2006 г.
16. Мастерилка. «Игрушки из природного материала» - Карапуз, 1997 г.
17. Межуева Ю. А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
18. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. –
М.,1987г.
19. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
20. Одноралов Н. В. «Материалы, инструменты и оборудование в
изобразительном искусстве. – М.,1983г.
21. Орлова Л. В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
22. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова,
Е. Д. Щедрина.– М., 1981г.
23. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.
С. Кузин.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-78-44, +7(34740)2-79-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».