Кинзябаев Рамиль Нигматзянов ич Подписан: Кинзябаев Рамиль Нигматзянович DN: ИНН=021902132948, СНИЛС=03019445719, E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика Башкортостан, L=Красноусольский, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, G=Рамиль Нигматзянович, SN=Кинзябаев, CN=Кинзябаев Рамиль Нигматзянович Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021-02-25 14:58:07 Foxit Reader Версия: 9.7.1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр Детского Творчества МР Гафурийский район Республики Башкортостан Принята на педагогическом совете Протокол № 1от 26.08.2020 г. Утверждаю: И.о.директора МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ ________________________ Р.НГ.Кинзябаев Приказ №____от _________2020г. Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Декоративно – прикладное искусство Возраст детей: 10-11 лет Срок реализации: 1 года Составитель: Рафикова Ляйсан Мухаметовна, педагог дополнительного образования с. Красноусольский, 2020г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно – прикладное искусство» относится к художественной направленности, является одной из программ по реализации задач всестороннего, гармоничного развития школьников. Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41; 4. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Отличительные особенности данной программы - программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: занятия в свободное время; обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги); обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия; Программа дополнена современными технологиями декоративно – прикладного искусства, а именно аппликацией из соломки, батиком и оформительской работой, т.е. выпуском стенгазет с углубленным изучением шрифта. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, национальной культуре народа Башкортостана, красоте природы человеческих чувств. Адресат программы – дети и подростки от 10-11 лет. Наполняемость группы – 15 человек. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 9 месяцев, 144 часа. Особенности организации образовательного процесса: На занятиях используются групповые коллективные формы работы. Формы обучения – очная, образовательная и досуговая деятельность. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: Занятия проходят 2 раза в неделю, по 2 часа и 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Цель программы – создание условий для творческого развития ребенка посредством педагогического сотрудничества учителя и ребёнка во время занятий по изобразительной деятельности. Задачи: воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно-творческая – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; техническая – освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Ожидаемые результаты. 1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности. 2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления. 3. Создавать прекрасное своими руками. 4. Ценить свой труд, уважать чужой. 5. Уметь применять теоретические знания на практике. 6. Уметь пользоваться художественным материалом. 2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п/п Название разделов, тем Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 1 1 Материалы и инструменты. 1 1 - 1. Рисунок 30 15 15 3 Цветовой круг 2 1 1 4 Композиция 2 1 1 5,6 Рисуем цветы 4 2 2 7.8 Рисуем животных 4 2 2 1. 2 9,10,11 Рисуем пейзаж 6 3 3 12,13 Рисуем человека 4 2 2 14,15 Нетрадиционные техники рисования 6 3 3 16 Рисуем натюрморт 2 1 1 2. Папье-маше. 12 3 9 17 Свойства и виды бумаги. 1 1 - 18 Самодельная бумага. 1 1 - 19 Беседа: «Папье-маше». Формы для папье-маше. работы. 1 1 - 20 Приготовление массы. 1 - 1 21 Сушка и снятие с формы. 1 - 1 22 Окрашивание и лакирование изделий. 1 - 1 23,24 Изготовление тарелки. 1 - 1 25,26 Изготовление тарелки (лакирование). 1 - 1 27 Изготовление вазы (составление эскиза). 1 - 1 28 Изготовление каркаса. 1 - 1 29 Нанесение массы или маширование кусочками бумаги на модель. 1 - 1 30 Роспись изделия. 1 - 1 15 7 8 Приемы 3. «Работа с природным материалом» 31 Поделка из шишек и пластилина 2 1 1 32 Осенний пейзаж из листьев 4 2 2 33, 34 Картина из природных материалов. Панно.. 6 3 3 35 Картина из сыпучих продуктов 3 1 2 4. Работа с цветной бумагой 10 5 5 36 Изготовление Лебедя из ладошек 2 1 1 37 Панно «Ромашки». 2 1 1 38 Обьемное панно из цв.бумаги «бабочка» 4 2 2 39 Изготовление цветка из ладошек 5. Работа с различным материалом 2 1 1 15 7 8 40 Беседа: «Русские народные сказки» 2 1 1 41 Оклеивание рисунка крупой « Репка» 2 1 1 42 Оклеивание рисунка крупой 2 1 1 43 Покраска рисунка 2 1 1 44 Составление эскиза. «Утенок» из ткани. 2 1 1 45 Наклеивание изделия на картон 2 1 1 46 Наклеивание изделия на картон 2 1 1 47 Выставка работ. оценивание 1 - 1 20 10 10 6. Лепка 48 Вводое занятие. Правила поведения и техника 2 безопасности. 2 1 49 Ознакомительная беседа. Что такое Соленое тесто.Способы приготовления 2 1 50 Божья коровка на листочке. Обьемная поделка 2 1 1 51 Сушка изделия. покраска 2 1 1 52 Лакирование. 2 1 1 53 Котик поваренок». Обьемная поделка 2 1 1 54 Покраска. лакирование 2 - 1 55 Лебеди.Обьемная поделка 2 1 1 56 Покраска. лакирование 2 - 1 57 Выставка работ. 2 1 1 15 7 8 лепка? 2 7. «Бисероплетение» 58 Вводное занятие. 2 1 1 59 Плетение браслета. Низание в одну нить. 4 2 2 60 Низание в одну нить. 4 2 2 61 Изготовление цепочек с цветами из 6 лепестков 5 2 3 12 6 6 8. Выпуск газет» 62 День пожилых людей 2 1 1 63 День учителя 4 2 2 64 День матери. 2 1 1 65 Новогодняя открытка 2 1 1 66 День Победы 2 1 1 12 6 6 История 2 1 1 Цепочка 4 2 2 9. «Вязание» 67 Вязание. Техника вязания крючком. безопасности. 68-69 Образование первой воздушных петель. 70 Образование столбика с накидом. 2 1 1 71 Экскурсия парк «Юность» 2 1 1 72 Итоговое занятие 2 1 1 Итого: 144 68 76 петли. 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Для детей и подростков возраста 7 - 10 лет органичны занятия изобразительным искусством. Для них необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, поселка дети впитывали с ранних лет. 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате реализации программы у обучающихся: формируется интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, умение детей составить композицию как на листе, так и в объеме; развиваются у детей индивидуальные творческие способности; приобретаются навыки социальной активности, выявляются склонности ребенка. Учащиеся научатся: проявлять инициативу, самостоятельность; правильно организовывать свое рабочее место; владеть навыками работы кистью, карандашом, работы с пластилином; составлять композиции; работать аккуратно, бережно, терпеливо, опираясь на правила безопасности, работать по образцу и по замыслу; Список литературы Нормативно-правовое обеспечение: 1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. 2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011г. №2227-р; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г., №996-р.; 4. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом РФ 27 мая 2015г.; 5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016г. №11); 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017г. № 48226); 7. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018г. № 298н, зарегистрирован в Минюсте РФ 28 августа 2018г., рег. №52016); 8. Приказ № 1309 от 09.11.2015г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; 9. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательныз организаций дополнительного образования детей»; 10. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; 11. Конвенция о правах ребенка; 12. Конституция Российской Федерации; 13. Трудовой кодекс РФ №197 –ФЗ от 30 декабря 2001 года введен в действие с 01.02.2002 г.; 15. Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Введены в действия приказом министерства РФ по делам Гражданской обороны. Чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий от 18 июня 2013 года №313; 16. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р;. 17. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России»; 18. «Примерная программа воспитания и социализация обучающихся»; 19. Конституция Республики Башкортостан; 20. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013г. № 696-з «Об образовании в Республики Башкортостан». Литература для педагога: 1. История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativnoprikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html 2. Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/ 3. Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0 4. Декоративно-прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php 5. Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm 6. Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-4124/ 7. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г. 8. Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992 г. 9. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. Игровые методы обучения И.Д. Агеева, Москва, Творческий центр «Сфера», 2007 г 10. Изображение растительных мотивов. Учебное пособие для вузов. Н. П. Бесчастнов, Москва, Владос, 2008 г. 11. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г. 12. Костерин Н. П. Учебное рисование. – М., «Просвещение», 1987 г. 13. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000 г. 14. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г. 15. Мастер - класс. Перспектива и композиция в примерах. Москва, АСТ Астрель, 2006 г. 16. Мастерилка. «Игрушки из природного материала» - Карапуз, 1997 г. 17. Межуева Ю. А. Сказочная гжель. – М.,2003г. 18. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г. 19. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г. 20. Одноралов Н. В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 21. Орлова Л. В. Хохломская роспись. – М.,1998г. 22. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е. Д. Щедрина.– М., 1981г. 23. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В. С. Кузин.