Юный физик эпц

Кинзябаев
Рамиль
Нигматзянович

Подписан: Кинзябаев Рамиль Нигматзянович
DN: ИНН=021902132948, СНИЛС=03019445719,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика Башкортостан,
L=Красноусольский, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН, G=Рамиль Нигматзянович,
SN=Кинзябаев, CN=Кинзябаев Рамиль Нигматзянович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.03.03 09:05:41+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр Детского Творчества МР Гафурийский район Республики Башкортостан

Принята на педагогическом совете
Протокол № 1 от 26.08.2020 г.

Утверждаю:
И.о.директора МБУ ДО ЦДТ
МР Гафурийский район РБ
_______________________
Р.Н.Кинзябаев
Приказ №____ от ________2020 г.

Дополнительная общеобразовательная программа
спортивно - технической направленности

«Юный физик»
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Соколов Иван Викторович,
педагог дополнительного образования

с. Красноусольский, 2020г.

Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. и Концепции развития
дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением

Правительства РФ от

04.09.2014г. № 1726-р.
Она составлена в соответствии с общими учебно – воспитательными задачами и призвана
содействовать всестороннему изучению обучающимися социально – демографических,
экономических, правовых и политических особенностей родного края.
Программа творческого объединения составлена и спланирована так, что занятия
приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу обучающихся, вносят
элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того они
имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности ребенка как члена
коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой
деятельности.
Работая в творческом объединении, ребята могут заниматься подготовкой докладов,
проведением экспериментальных исследований, чтением литературы, изготовлением и
конструированием физических приборов и игр, организацией массовых мероприятий и т.д., не
отдавая предпочтение какому-либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий
кругозор детей, усовершенствовать их умение работать с научно-популярной литературой,
справочниками, техническим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества.
Программа рассчитан не просто на формирование у обучающихся экспериментальных умений,
а на привитие интереса к изучаемому предмету, поэтому часть времени отводится на
постановку и проведение эксперимента в домашних условиях и наблюдению за явлениями
природы.
Задача педагога – вовремя подметить этот пробуждающийся интерес ребенка и создать
условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких интересующихся детей, как
показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые.
Дополнительное образование имеет важное воспитательное и образовательное значение.
Она способствует воспитанию инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к
решению различных проблем. Данная работа оказывает влияние на всестороннее развитие
личности.
Опыт

самостоятельного

исследовательского

типа

выполнения

позволит

сначала

ребенку

либо

простых
убедиться

заданий,
в

затем

правильности

заданий
своего

предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то
ином направлении. Программой предусмотрено знакомство детей с важнейшими путями и
методами применения знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной
картины мира на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Это позволит не только

углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ребенку, как
связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о
своем здоровье. Занятия необходимо начинать с физкультминуток, разработанных с целью
профилактики болезней глаз.
Цель: формирование познавательного интереса обучающихся, создание условий для развития
творческих способностей и самосовершенствования личности, нацеливание на обоснованный
выбор профиля дальнейшего обучения.
Задачи:


создание условий для формирования развития у обучающихся:



интеллектуальных и практических умений



умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на
занятиях;



творческих способностей;



коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе,
вести дискуссию.

Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы
исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини – проекты.
Место реализации программы: на базе МОБУ СОШ № 1 с.Красноусольский
Срок реализации: 1 год
Условия реализации программы: педагог должен иметь средне-специальное или высшее
педагогическое образование
Материально – техническое обеспечение.
Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты,
сантиметровая лента, линейка.
Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и
формы.
Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев,
мох, семена и т.д.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки
и т.д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
Красители: гуашь, акварель и т.д.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные
ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла,
пилки, сито, свечи и т.д.

Требования к уровню подготовки детей
В процессе обучения дети приобретают следующие умения:


наблюдать и описывать различные явления природы и их свойства;



планировать исследования, выдвигать гипотезы;



отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять простейшие
наблюдения;



представлять результаты в виде графиков, таблиц;



делать выводы обсуждать результаты эксперимента.
Ожидаемый результат:



сознательный, обоснованный выбор профиля;



знание явлений природы;



умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять
полученные результаты;



знание своих обязанностей по охране природы и бережное отношение к природе;



формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в
быту;



преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не
понадобится»
Учебно – тематический план
(2 часа в неделю, 72 часа в год)

№

1.

Название темы
Вводное занятие. Знакомство.
Загадки простой воды.

Теоретич.
занятия
2
2

Практич.
занятия
-

Всего часов
2
2

Откуда на Земле взялась вода, и какой в
ней толк
2.

Удивительные свойства воды

1

1

2

3.

Какие тепловые свойства воды важны

1

1

2

для жизни?
4.

Что лежит на поверхности воды

1

1

2

5.

Обладает ли вода свойствами магнита?

1

1

2

6.

Похожа ли вода на твердое тело?

1

1

2

7.

Экономим воду

1

1

2

8.

Пар, лед и вода наши соседи и друзья

1

1

2

9.

Информационная память воды

1

1

2

10.

Качество питьевой воды и здоровье

1

1

2

человека
11.

Электричество. А как без него?
Откуда берется электричество?

1

1

2

12.

Есть ли сила у электричества?

1

1

2

13.

Почему не работает телевизор?

1

1

2

14.

Гирлянда для Нового Года

1

1

2

15.

Проблемы экономии электроэнергии

1

1

2

16.

Что дает нам Солнце

2

2

4

17.

Оптика для нас.

1

1

2

Какой Я в зеркале красивый.
18.

Ночь- большая тень.

1

1

2

19.

Как работают дедушкины очки

1

1

2

20.

Глаза –органы зрения.

2

2

4

21.

Дефекты зрения.

2

2

4

22.

Лупа. Микроскоп. Телескоп.

2

2

4

23.

Сфотографируйте меня на память

1

1

2

24.

Проектор в жизни человека

1

1

2

25.

Свет в жизни растений, животных и

2

2

4

2

2

4

человека
26.

Достижения и перспективы
использования световой энергии Солнца
человеком.

27.

Солнечная батарейка.

2

2

4

28.

Итоговое занятие.

2

-

2

39

33

72

ИТОГО:

Содержание программы
Модуль 1. Загадки простой воды
Модуль 2. Электричество. А как без него?
Модуль 3. Оптика для нас
Загадочное вещество вода
Возникновение Вселенной, образование солнечной системы, формирование в этой системе планет - вот
вопросы, ответы на которые во все времена были, есть и будут достаточно условными. Возникновение жизни на
Земле, существование ее за пределами Земли - на эти и другие вопросы религия и наука дают взаимно
исключающие друг друга объяснения. Вселенная, Земля, жизнь - на эти загадки природы нет ответа.
Существующие методы изучения Космоса и Земли позволяют получить сведения о распределении
химических веществ в бескрайних просторах Вселенной. Большая часть звездных систем и космических пылевых
облаков состоит из водорода, на Земле же основным химическим веществом, составляющим около 50% ее массы,
является кислород. Водорода на Земле тоже хватает - в связанном состоянии он составляет около 1% массы. Этого
вполне достаточно, чтобы большая часть поверхности Земли оказалась покрытой водой. Наукой доказано, что вода
есть и в Космосе, и на Земле. На Земле вода и жизнь неразделимы. О взаимоотношении воды и жизни в Космосе
ничего не известно. Вода и, следовательно, жизнь на Земле - соединение космического и земного начал. Можно
изучить все физические и химические свойства воды, ее распределение в близлежащем космическом пространстве,
однако тайна возникновения жизни, тайна воды как основы существования живых организмов никогда не будет
раскрыта. Вода навсегда останется для нас загадочным веществом.
Гидросфера Земли

Земля - одна из девяти планет Солнечной системы, и, как известно, только на Земле сложились такие
удивительные условия, при которых стало возможным возникновение и развитие живых организмов. Тайна
возникновения жизни так же затеряна в прошлом, как и тайна возникновения Солнца и планет, всей Вселенной.
Известно только, что возникновение и развитие жизни на нашей планете было бы невозможно без солнечных
лучей, согревающих наружную оболочку Земли, без тонкого слоя газовой атмосферы и без огромного количества
химического вещества, называемого водой.
Солнце на протяжении огромного исторического периода согревает поверхность Земли, обеспечивая такую
температуру, при которой вода находится в жидком состоянии. Средняя температура поверхностного слоя
Мирового океана имеет температуру 17,4°С. Химический состав атмосферы Земли в разные исторические эпохи
был различным, однако он всегда обеспечивал определенное атмосферное давление, препятствующее испарению
воды в космическое пространство. Атмосфера создает также определенный парниковый эффект, вызывающий
минимальные колебания температуры поверхности Земли в условиях смены дня и ночи.
Состав гидросферы
Имеющаяся на Земле вода образует гидросферу. Состав ее приведен в табл.1.
Таблица 1
Состав гидросферы Земли (по А. Е. Ферсману)
ЭЛЕМЕНТ

Содержание, %

Элемент

Содержание, %

Кислород О

85.45

Кальций Ca

0.05

Водород Н

10.63

Калий K

0.04

Хлор Cl

2.06

Борм Br

1.015

Натрий Na

1.14

Углерод C

0.0025

Азот N

0.37

Магний Mg

0.14

Сера S

0.09

ВСЕГО

99,95

Как видно из таблицы, основную часть гидросферы составляет кислород. Этот элемент, не очень широко
распространенный во Вселенной, явился той основой, на которой развивается живая и неживая материя на Земле.
Этот элемент составляет основную часть не только гидросферы, но и земной коры, в которой его содержание
доходит почти до 45%. В жизни живых организмов кислород играет значительную роль. Большая часть из них
состоит из воды, почти 90% которой - кислород. Он входит в состав костей скелета, основных белков и
аминокислот крови, обеспечивает дыхание и протекание окислительных процессов в клетках организмов, а также
вывод из организмов продуктов распада органических веществ. Жизнь без кислорода, как и без воды, невозможна.
Структура гидросферы
Запасы воды на земле огромны. Она находится в морях и океанах, в материковых ледниках и полярных льдах, в
пресных водах озер, рек и болот. Значительные количества воды содержатся в атмосфере воздуха и горных
породах, в живых организмах. Объем гидросферы громаден - 1370 млн. куб. км, что составляет 1/800 объема
планеты Земля.
Этот объем распределяется следующим образом:
- мировой океан - 1120 млн. куб. км;
- толща земной коры - 200 млн. куб. км;
- материковые ледники и ледники приполярных областей - 30 млн. куб. км;
- реки, озера и болота - 4 млн. куб. км;
- атмосфера - 12 тыс. куб. км.
Количество воды в гидросфере практически постоянно. Одним из источников поступления воды в гидросферу
являются ювенильные воды, попадающие на Землю в результате извержения вулканов. Однако это всего 0,25 куб.
км в год. Расход воды также невелик и связан с разложением ее паров под действием солнечного излучения и
улетучиванием их в мировое пространство.
Наряду с большим объемом, вода на Земле занимает громадные площади. Площадь поверхности Мирового океана
составляет около 360 млн. кв. км, это почти в 2,5 раза больше площади поверхности суши (149 млн. кв. км)На
поверхности Земли имеются реки, озера, болота, ледники и снега. В толще земной коры текут подземные реки,
располагаются подземные озера. Вся вода находится в постоянном движении.
Молекулярная структура воды
Анализ данных показал, что три атома в молекуле воды образуют равнобедренный треугольник с двумя атомами
водорода в основании и кислородом в вершине. Валентный угол НОН равен 104,31°. Благодаря сильному
притяжению между молекулами, у воды высокие температуры плавления (0° С) и кипения (100° С). Чистая вода плохой проводник электричества. Сжимаемость воды очень мала.
Плотность воды максимальна при 4° С; это объясняется свойствами водородных связей ее молекул. Если оставить
воду в открытой емкости, то она постепенно испарится - все ее молекулы перейдут в воздух. В то же время вода,
находящаяся в плотно закупоренном сосуде, испаряется лишь частично, т.е. при определенном давлении водяных
паров между водой и воздухом, находящимся над ней, устанавливается равновесие. При обычном давлении 760 мм
рт. ст. вода кипит при 100° С, а на высоте 2900 м над уровнем моря атмосферное давление падает до 525 мм рт. ст.
и температура кипения оказывается равной 90° С. Испарение происходит даже с поверхности снега и льда, именно

поэтому высыхает на морозе мокрое белье. Вязкость воды с ростом температуры быстро уменьшается и при 100° С
оказывается в 8 раз меньше, чем при 0°
Природная паровая машина
Источником движения воды на Земле является энергия Солнца. Солнечные лучи падают на поверхность Земли,
передают свою энергию воде и нагревают ее, превращая в пар. В среднем каждый час с одного квадратного метра
водной поверхности испаряется один килограмм воды. Теоретически за 1000 лет почти вся вода Мирового океана
может побывать в виде пара.
Природная паровая машина
планеты создает огромные объемы
атмосферной воды, переносит их
на значительные расстояния и
изливает на Землю в виде
атмосферных осадков.
Атмосферные осадки попадают в
реки, которые несут свои воды в
Мировой океан. Так
осуществляется круговорот воды в
природе. Различают малый и
большой круговорот (рис.1.1).
Малый круговорот связан с
выпадением осадков в Мировой
океан, большой круговорот - в
виде осадков на суше. Ежегодно
на сушу выпадает около 100 тыс.
куб. км воды. Эти воды пополняют
реки и озера, проникают в горные породы. Часть этих вод возвращается в моря и океаны, часть испаряется, а часть
используется растениями и живыми организмами для питания и роста, т. е. для доставки питательных веществ из
почвы к клеткам, а также для регулирования своей температуры. При этом происходит испарение воды в
атмосферу. Этот процесс называется транспирацией. Зеленый покров планеты доставляет в атмосферу огромные
количества воды.
Роль воды в жизни человека
Значительное количество воды человек использует в своей повседневной жизни. Использованные воды, как
правило, загрязнены, и если они не проходят специальной очистки, то загрязняют и природные воды - реки, озера,
подземные
воды.
Загрязненные природные воды ухудшают экологическую ситуацию в биогеоценозе, ведут к гибели существующих
природных форм, ставят под сомнение возможность выживания различных форм высших организмов, в том числе
и человека. В условиях повсеместного загрязнения окружающей среды, в том числе ухудшения качества
природных вод, одной из актуальнейших проблем выживания человечества становится проблема обеспечения
людей
питьевой
водой
высокого
качества.
Человек не может жить без воды. Его тело на 70%, кровь - на 90%, мышцы - на 755 состоят из воды. В костях
человека содержится около 25% воды. Без пищи человек может прожить 2-3 месяца, а без воды погибает через
неделю. Обезвоживание организма ведет к тому, что все биохимические процессы, протекающие в отсутствие
влаги,
ведут
к
необратимым
изменениям
во
всех
органах.
С водой в организм человека поступают минеральные вещества, вода обеспечивает движение всех материальных и
энергетических потоков в теле человека, и даже температура тела регулируется при помощи воды. Известны
случаи, когда спасшиеся при кораблекрушении люди без пресной воды в течение нескольких часов сходили с ума
от одного страха умереть от жажды. Вода - это жизнь. Химический состав крови человека очень близок к
химическому составу вод Мирового океана. В то же время отсутствие в питьевой воде основных минеральных
солей приводит к нарушению водно-солевого баланса организма, что вызывает различные заболевания.
Оптимальный уровень содержания солей в питьевой воде составляет от 200 до 500 мг/л. Суточная потребность
организма в воде питьевого качества - от 1,5 до 2,0 л. При тяжелой физической работе и высокой температуре
воздуха потребность в воде, как правило, увеличивается. Примерный перечень основных минеральных веществ,
которые должны присутствовать в питьевой воде, приведен в табл. 1.2. Эти нормативы разработаны для питьевой
воды, используемой на судах и кораблях Военно-морского флота России. Минерализация опресненной морской
воды производится либо путем введения в нее химических веществ, либо путем смешения морской и опресненной
воды.
Три состояния воды
Известно, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях, таких как: газообразное,
жидкое или твердое.
Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Облако состоит из множества
капелек воды или кристалликов льда, снежинка-это совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождьэто всего лишь жидкая вода.
Вода, находящаяся в газообразном состоянии, называется водяным паром. Когда говорят о количестве
влажности в воздухе, обычно подразумевают количество водяных паров. Если воздух описывается как
«влажный», это означает, что в воздухе содержится большое количество водяных паров.
Лед - твердая фаза воды. Толстый слой льда имеет голубоватый цвет, что связано с особенностями

преломления им света. Сжимаемость льда очень низка. Лед при нормальном давлении существует только
при температуре 0° С или ниже и обладает меньшей плотностью, чем холодная вода. Именно поэтому
айсберги плавают в воде. При этом, поскольку отношение плотностей льда и воды при 0° С постоянно, лед
всегда выступает из воды на определенную часть, а именно на 1/5 своего объема.
Поверхностное натяжение
Ученые утверждают, что если бы нам удалось совершенно избавить воду от примесей, то по ее
поверхности можно было бы кататься на коньках, это зависит от поверхностного натяжения.
Одним из важных параметров воды является поверхностное натяжение. Оно определяет силу сцепления
между молекулами воды, а также форму поверхности жидкости. Например, из-за сил поверхностного
натяжения формируется капля, лужица, струя и т.д. Летучесть (испаряемость) жидкости тоже зависит от
сил сцепления молекул. Чем меньше поверхностное натяжение, тем более летуча жидкость. Самым низким
поверхностным натяжением обладают спирты и растворители. Это, в свою очередь, определяет их активность, т.е. способность взаимодействовать с другими веществами. Если бы вода имела низкое
поверхностное натяжение, она бы улетучилась или испарилась. При выливании воды из сосуда с широким
горлом на поверхности
воды на мгновение образуется выпуклость и определенное время она удерживается силами
межмолекулярного сцепления. Потом происходит разрыв «верхней пленки» и жидкость выливается.
Зрительно поверхностное натяжение можно представить следующим образом: если медленно наливать в
чашку чай до краев, то какое-то время он не будет выливаться через край и в проходящем свете можно
увидеть, что над поверхностью жидкости образовалась тончайшая пленка, которая не дает чаю выливаться.
Она набухает по мере доливания, и только при, как говорится, «последней капле» жидкость выливается
через край.
Поверхностное натяжение можно измерить. Единицей измерения является дин/см. Водопроводная вода
имеет поверхностное натяжение около 73 дин/см, внутри- и внеклеточная вода около 43 дин/см.
Существуют способы снижения поверхностного натяжения. Это нагревание, добавление биологически
активных веществ (стиральных порошков, мыла, паст и т.д.) Степень поверхностного натяжения
определяет «жидкость» воды. Образно говоря, вода бывает более «густая» и более «жидкая». Желательно,
чтобы в организм поступала более «жидкая» вода, тогда клеткам не надо будет тратить энергию на
преодоление поверхностного натяжения. Вода с низким поверхностным натяжением более биологически
доступна. Она легче вступает в межмолекулярные взаимодействия.
Информационная память воды
«Вода снова должна стать носителем жизни в полном смысле этого слова - и по составу, и по
информации»
Вода обладает уникальным свойством - информационной памятью. Она помнит все! Каждый организм
имеет свою собственную частоту излучения. Каждый вирус, бактерия тоже имеют свою частоту. Все виды
этих излучений «записываются» на молекулах воды. Само же это излучение обладает таким свойством, что
при встрече (накладывании) двух излучений - излучения болезни и излучения воды с записью этой болезни
- от одного и того же источника, они взаимно поглощаются (уничтожаются). Отравленная вода «помнит»
обо всех ядовитых процессах, тяжелых металлах, ядрах с которыми имела контакт. При попадании в
организм такая вода, рано или поздно, вызовет разные виды болезненных реакций. Стереть предыдущую
информацию очень трудно. Но, как недавно выяснилось, процесс замерзания стирает предыдущую
информацию с воды. Когда вода полностью замерзнет, а затем оттает, она становится чистой в информационном смысле.
Вся двухсотлетняя практика гомеопатии говорит о том, что чистая по своему химическому составу вода
может обладать громадной биологической активностью. При многократных разведениях память о
химической структуре растворенного вещества сохраняется. Передача биологической информации
осуществляется за счет того, что она «запечатлевается» в структуре воды.
В настоящее время показано, что вода живой и мертвой клетки неодинакова (Воейков 1992 г.). Лишь часть
клеточной воды - подвижна. Остальная ее часть «структурирована». Цитоплазма похожа на желе, которое
начинает «дрожать» в ответ на внешние воздействия. Клетка работает как единое целое. Наиболее
привычная модель воды - «мигающие кластеры». Но сейчас все более убедительна гипотеза Зенина С. В.,
что вода представляет собой иерархию правильных объемных структур в основе которого лежит
кристаллоподобный «квант воды», состоящий из 57 молекул. Эта структура энергетически выгодна и
разрушается с освобождением свободных молекул лишь при определенных условиях. «Кванты воды»
могут взаимодействовать друг с другом, за счет свободных водородных связей, торчащих наружу из
вершин кванта своими гранями. При этом возможно образование уже двух типов структур второго
порядка. Их взаимодействие друг с другом приводит к появлению структур высшего порядка. Последние
состоят из 912 молекул воды, которые не способны к взаимодействию за счет образования водородных
связей. Этим и объясняется высокая текучесть жидкости, состоящей из громадных полимеров. Таким
образом, водная среда представляет собой как бы иерархически организованный жидкий кристалл.
Какая нам нужна вода?
Для того чтобы все биохимические процессы в организме человека протекали в оптимальном режиме, вода
должна иметь определенные качества.
Вода должна быть абсолютно чистая. Она не должна содержать хлора и его органических соединений,
солей тяжелых металлов, нитратов, нитритов, пестицидов, ксенобиотиков, бактерий, вирусов, грибков,
паразитов, простейших, органических веществ и т.д.

Вода должна быть «жидкой», биологически доступной, легкоусвояемой, т.е. степень поверхностного
натяжения между молекулами воды не должна быть слишком большой. Водопроводная вода имеет степень
поверхностного натяжения до /3 дин/см, а внутри и внеклеточная вода около 43 дин/см. Клетке требуется
большое количество энергии на преодоление поверхностного натяжения воды.
Вода должна быть средней жесткости. Так как и очень жесткая и очень мягкая вода одинаково
неприемлема для клеток.
Вода должна быть нейтральная, а лучше слабо щелочная. Это позволит лучше сохранять кислотнощелочное равновесие жидкостей организма, в большинстве имеющих слабощелочную реакцию.
Окислительно-восстановительный
потенциал
воды
должен
соответствовать
окислительновосстановительному потенциалу межклеточной жидкости. Он находится в диапазоне от -100 до -200
милливольт (мВ). Тогда организму не надо будет тратить дополнительную энергию на выравнивание ОВП.
Вода должна быть структурирована. Вся вода в организме структурирована, вода, которая находится в
неповрежденных фруктах и овощах также структурирована.
Вода должна иметь как можно меньше отрицательной информации. Передача отрицательной информации
в клетку нарушает ее биоэнергоинформационные характеристики.
Вода должна быть слабоминерализованна для поддержания электролитного состава жидкостей организма.
Каким же образом мы можем изменить физико-химические свойства воды, чтобы сделать ее: чистой,
«жидкой», биологически доступной, легкоусвояемой, безопасной, химически активной, именно такой,
чтобы она соответствовала потребностям живой клетки?
Мы можем: прокипятить, отстоять, профильтровать, заморозить и разморозить, электроактивировать,
минерализовать, изменить рН при помощи химических методов, омагнитить, дистиллировать,
воздействовать на нее светом, звуком, биополем и многое-многое другое. Насколько все эти манипуляции
с водой безопасны для организма, могут показать только точные научны исследования и эксперименты. Но
очевидноодно, природа не прощает грубых и неумелых вмешательств.
Физические свойства воды
Под свойствами воды понимают совокупность биохимических, органолептических, физико-химических,
физических, химических и других свойств воды. Многие свойства воды аномальны, это вызвано особенностями
строения молекулы воды. Вода (Н2О)– это окись водорода, она является наиболее важным и распространенным
веществом, в природе не существует чистой воды, в ней обязательно содержатся какие-либо примеси, чистая вода
не имеет вкуса и запаха, прозрачна, ее получают в процессе перегонки, после этого она называется
дистиллированная.
При переходе воды из твердого состояния в жидкое ее плотность не уменьшается, а возрастает, также плотность
воды увеличивается при ее нагреве от 0 до 4°С, максимальную плотность вода имеет при 4°С, и только при
последующем ее нагревании плотность уменьшается.
Еще одним свойством воды является то, что она обладает высокой теплоемкостью (4,1868 кДж/кг), это объясняет,
почему в ночное время и при переходе от лета к зиме вода остывает медленно, а днем или во время перехода от
зимы к лету так же медленно нагревается, благодаря этому свойству вода является регулятором температуре на
Земле.
Среди всех жидкостей вода имеет самое высокое поверхностное натяжение, исключение составляет только ртуть.
Дистиллированная вода не проводит электрический ток, так как она слабый электролит и диссоциирует в малой
степени.
По массе в состав воды входит 88,81% кислорода и 11,19% водорода, а наибольшую плотность вода имеет при 0°С
(1г/см3), она плохой проводник для электричества и теплоты, но хороший растворитель, вода кипит при
температуре 100°С, а замерзает при 0°С.
Тяжелой водой (D2О) называется та вода, в состав которой входит изотоп водорода дейтерий, химические реакции
с такой водой протекают медленнее, чем с обычной.
Физические свойства воды аномальны, вода является единственным веществом на Земле, существующим в
жидком, твердом и газообразном состояниях.
Физические свойства

Н2О

D2О

Температура кипения (°С)

100

101,4

Температура кристаллизации (°С)

0

3,8

Плотность при 20° С (г/см3)

0,9982

1,1050

Молекулярная масса

18

20






Интер
есное
о воде
 К
аждый
день с
поверх
ности
нашей
планет
ы

испаряется 1 триллион (9 нулей) тонн воды.
Вода — уникальное вещество - только она бывает в природе в трех агрегатных состояниях: твердом (лед),
жидким (вода) и в виде газа (пар).
Примерно 80% поверхности Земли покрыто водой.
Только 3% воды на Земле является пресной, да и то, основная ее часть находится в виде льда (ледники).
Арбуз состоит из воды на на 93%.





66% тела человека составляет вода.
83% крови человека составляет вода.
В самой глубокой точке мирового океана (Марианский желоб, 11034 м.) железному шарику брошенному в
воду потребуется больше часа, чтобы достигнуть океанского дна.
 В природе существует 1330 видов воды: по происхождению (дождевая, почвенная и пр.), по количству
растворенных веществ.
 Даже вода бывает огнеопасной. Неподалеку от села Кергалан (Азербайджан) можно найти горючую воду.
От спички вода загорается голубым пламенем из-за метана.
 Загрязненные подземные воды очищаются только по прошествии нескольких десятков веков.
 Человек может обходиться 30 суток без пищи, но не выживет и неделю без воды.
 В обычном стакане с водой содержится примерно 8,000,000,000,000,000,000,000,000 (8 септилионов)
молекул.
Количество теплоты и калориметр
Рассмотрим конкретный пример измерения количества теплоты. Во внутренний стакан калориметра нальем 100 г
воды. Измерим ее температуру: 20 °С. Погрузим в воду какое-нибудь горячее тело, например, стальной цилиндрик.
В калориметре начнется теплообмен, и некоторое количество теплоты перейдет от цилиндрика к воде. В
результате ее температура повысится.
Вычислим изменение температуры: ∆t вод = 60 °С – 20 °С = 40 °С. Зная, что масса воды была 100 г, инженертеплотехник скажет: вода получила 100 · 40 = 4000 калорий теплоты. В отличие от инженеров-теплотехников,
ученые-физики количество теплоты измеряют джоулями. Для этого применяется специальная формула:
Q – полученная телом теплота, Дж
c – удельная теплоемкость тела, Дж/(кг°С)
m – масса тела, кг
∆t – изменение температуры тела, °С
По формуле легко подсчитать, что вода, находящаяся внутри калориметра, получила от цилиндрика 16,8 кДж
теплоты:
Qвод = 4200 Дж/(кг°С) · 0,1 кг · 40 °С = 16800 Дж
Примечание: калория – устаревшая единица измерения количества теплоты. Она определяется как энергия,
необходимая для нагревания 1 г воды на 1°С.
Количество теплоты и внутренняя энергия. В теме 6 мы рассмотрели опыт с манометром и горячей гирей.
Вспомните: внутренняя энергия остывающей гири уменьшалась. За счет этого совершалась механическая работа передвигался "столбик" жидкости в манометре. В опыте с калориметром внутренняя энергия цилиндрика также
уменьшалась. Однако в ходе теплообмена она превращалась не в механическую работу, а во внутреннюю энергию
воды.Итак, обобщаем: теплообмен – это явление перехода внутренней энергии одного тела во внутреннюю
энергию другого тела без совершения механической работы. А, соответственно, количество теплоты – это
энергия, перешедшая от одного тела к другому при
теплообмене.Точные калориметрические измерения показывают, что
теплообмен всегда протекает так, что убыль внутренней энергии
одних тел всегда сопровождается таким же приращением внутренней
энергии других тел, участвующих в теплообмене. Подсчет теплоты,
необходимой для плавления. Очевидно, что масса образовавшегося
расплава всегда равна массе расплавившегося вещества. Зная ее, легко
подсчитать количество теплоты, затраченное на плавление. Для этого
служит следующая формула.
Q – количество теплоты, Дж
λ – удельная теплота плавления, Дж/кг
m – масса тела, кг
Коэффициент "λ" берут из таблиц. Точные калориметрические измерения показывают, что при кристаллизации
вещества выделяется такое же количество теплоты, которое было затрачено на образование расплава.
Подсчет теплоты, необходимой для парообразования. Очевидно, что масса образовавшегося пара всегда равна
массе выкипевшей жидкости. Зная ее, легко подсчитать количество теплоты, затраченное на образование пара. Для
этого служит следующая формула.
Q – количество теплоты, Дж
r – удельная теплота парообразования, Дж/кг
m – масса тела, кг
Коэффициент "r" берут из таблиц. Точные калориметрические измерения показывают, что при конденсации
вещества выделяется такое же количество теплоты, которое было затрачено на образование пара.
Плавление и кристаллизация

Весна. Выглянуло солнышко, и сквозь осевшие сугробы и журчащие ручьи пробиваются первые подснежники. Но
взгляните на рисунок: температура и снега, и талой воды остается 0 °С. Так будет до тех пор, пока не растает
последний кристаллик льда, даже если температура воздуха станет +10 °С!

В физике превращение кристаллического тела в жидкость называют плавлением. Поэтому превращение снега (а он
состоит из мельчайших кристалликов льда) в воду – это также плавление.
Многочисленные наблюдения за плавлением разных тел показывают, что каждое кристаллическое тело плавится
при строго определенной температуре; во время плавления температура тела и образующейся жидкости
одинакова и остается постоянной до тех пор, пока все тело не расплавится.
Температуры плавления/ кристаллизации,°С
Алюминий

660

Олово

232

Вода (лед)

0

Ртуть

– 39

Глицерин

18

Свинец

327

Железо

1539

Спирт

–114

Золото

1064

Стеарин

72

Нафтлин

80

Цинк

420

Если расплавленное вещество охлаждать, то вскоре наступит его кристаллизация – образование кристаллов
твердого вещества. Но температура жидкого и твердого веществ во время этого будет оставаться постоянной и
равной температуре плавления, пока вся жидкость не отвердеет.
Кипение и конденсация
Нальем в сосуд чистой воды и поместим над горелкой. Вскоре на дне и стенках сосуда мы заметим
многочисленные пузырьки. Они содержат водяной пар и воздух, который всегда растворен в воде.
Рассмотрим пузырек, возникающий около горячего дна сосуда. Увеличиваясь в объеме, пузырек
увеличивает площадь своего соприкосновения с еще недостаточно прогревшейся водой. В
результате воздух и пар внутри пузырька охлаждаются, их давление уменьшается, и тяжесть слоя
воды "захлопывает" пузырек. В это время закипающая вода издает характерный шум.
Шум создается растущими и захлопывающимися пузырьками. Постепенно вода прогревается, и
давление пара внутри пузырьков уже не уменьшается. Пузырьки перестают захлопываться и
начинают расти. С этого момента шум становится тише. По мере увеличения объема пузырьков
возрастает архимедова сила, и они начинают всплывать.
В физике кипением называется интенсивное (бурное) парообразование,
происходящее по всему объему жидкости за счет возникновения и
всплытия на поверхность многочисленных пузырей пара.
Опыты показывают, что во время кипения температура жидкости и
пара над ее поверхностью одинакова и остается постоянной до полного
выкипания жидкости.
Температуры кипения, °С (при ратм=101,3 кПа)

Кислород

– 183

Эфир

35

Спирт

78

Вода

100

Ртуть

357

Свинец

1755

Конденсация.
Этим термином в физике называют превращение вещества из газообразного состояния в жидкое. Взгляните на
рисунок: пар, вырывающийся из чайника невидимой струей, вскоре конденсируется – превращается в туман
(скопление мельчайших капелек воды).
Чтобы
конденс
ация
произош
ла, пар
должен
отдать
теплот
у
окружа
ющим
телам.
В
результате он превратится в жидкость или туман, а окружающие его тела нагреются. Например, при конденсации
всего пара, вырывающегося из носика кипящего чайника, выделяется столько теплоты, что ее хватит для
нагревания двух ведер воды комнатной температуры до 100 °С!
Влажность воздуха.
Для хорошего самочувствия человека и нормального хода многих технологических процессов совершенно
небезразлично, насколько водяной пар, содержащийся в воздухе, далек от насыщения. Если в воздухе содержится
мало водяных паров, то это создает чувство сухости во рту, одежда "электризуется" и липнет к телу. Если же пар,
содержащийся в воздухе, наоборот, почти насыщен, то при малейшем понижении температуры наступит
конденсация пара, и все предметы покроются капельками влаги (росы).
Следовательно, нужно ввести какую-либо физическую величину, характеризующую влажность воздуха. Она
должна показывать, насколько пар, содержащийся в воздухе, далек от насыщения. Такую величину называют
относительной влажностью воздуха:
φ – относительная влажность, %
ρ – плотность пара, кг/м3
плотность насыщенного пара (при той же
ρнас–
температуре), кг/м3
Относительная влажность воздуха показывает выраженную в процентах долю, которую составляет
плотность пара, содержащегося в данный момент в воздухе, от плотности насыщенного пара для этой же
температуры.
Наиболее простым прибором для измерения влажности воздуха является волосяной
гигрометр. В качестве детали, чувствительной к изменению влажности, служит
обезжиренный человеческий волос [1]. Он закреплен в верхней части прибора [2],
обернут вокруг ролика [3] и натянут при помощи специально подобранного груза
[4]. К ролику прикреплена стрелка [5]. При увеличении относительной влажности
воздуха волос удлиняется и вызывает вращение ролика вместе со стрелкой.
Передвигаясь по шкале, она и указывает значение влажности воздуха, выраженное в
процентах.
Рассмотрим теперь устройство и принцип действия
психрометра – прибора для определения температуры и
влажности воздуха.
Психрометр Августа имеет два термометра: "сухой" и
"влажный". Они так называются потому, что конец одного из термометров находится в
воздухе, а конец второго обвязан кусочком марли, погруженным в воду (см. рисунок).
Испарение воды с поверхности влажного термометра приводит к понижению его
температуры. Второй же, сухой термометр, показывает обычную температуру воздуха.
Измеренные психрометром значения температур можно перевести в значение относительной
влажности воздуха по специальной таблице.

Начальные сведения о силе тока и сопротивлении
Электрическая цепь
На предыдущем уроке мы познакомились с источниками тока. Существуют также и потребители
электроэнергии – лампы, пылесосы, звонки, компьютеры и другие. Для их включения и отключения
применяют выключатели, кнопки и рубильники.
Источник тока и потребители электроэнергии, соединенные
проводниками, в физике называют электрической цепью.
Например, на рисунке вы видите изображение простой
электрической цепи для одновременного наблюдения теплового,
химического и магнитного действий тока.
В физике все электроприборы имеют условные обозначения:

В дальнейшем на уроках физики нам придется использовать много электроприборов, соединяя их в
разнообразные электрические цепи. Они могут быть достаточно сложными. И чтобы лучше их
понимать, мы будем пользоваться электрическими схемами. Ниже, например, вы видите схему цепи,
изображенной на левой странице.
Виды соединений проводников. Если вас попросят собрать цепь из
источника тока и двух лампочек, то вы, скорее всего, поступите, как
изображено на схеме "а". Такое соединение проводников называют
последовательным. Оно так названо потому, что электроны, двигаясь от
клеммы "–" источника тока, пройдут через обе лампочки
последовательно, то есть сначала через левую лампочку, а затем – через
правую.
Но лампочки можно соединить и так, как изображено на схеме "б". Такое
соединение проводников называется параллельным. Это название
подчеркивает, что, двигаясь от источника тока, все электроны разделятся
на две "группы", которые пройдут через лампочки параллельно,
независимо друг от друга.
В электрических цепях часто встречается
смешанное соединение электроприборов.
Например, на схеме "в" показано
параллельное соединение резистора и
вольтметра.
Эта
группа
приборов
последовательно соединена с амперметром
и клеммами для подключения источника
тока.
Соберем цепь из лампочки и источника тока. При замыкании цепи, лампочка, конечно же, загорится. Включим
теперь в цепь отрезок стальной проволоки. Лампочка станет гореть тусклее. Заменим теперь стальную проволоку
на никелиновую. Накал спирали лампочки еще уменьшится. Другими словами, мы наблюдали ослабление
теплового действия тока или уменьшение мощности тока. Из опыта следует вывод: последовательное включение в
цепь дополнительного проводника всегда приводит к уменьшению
мощности тока

Сила тока
Вспомним, что ток – это движение заряженных частиц: ионов или электронов. Именно они являются
носителями (переносчиками) заряда. Следовательно, под силой тока удобнее понимать не
количество заряженных частиц, протекающих через проводник за единицу времени, а количество
"переносимого" ими заряда.
Итак, сила тока – физическая величина, показывающая заряд, проходящий через проводник за
единицу времени. Математически это определение записывается в виде формулы:
I–
сила тока, А
q–

заряд, Кл

t–
время, с
Для измерения силы тока используют специальный прибор – амперметр. Его включают в разрыв
цепи в том месте, где нужно измерить силу тока. Внешний вид школьного демонстрационного
амперметра вы видите слева.
Единица силы тока – 1 ампер (1 А = 1 Кл/с). Для установления этой
единицы используют магнитное действие тока. Оказывается, что
проводники, по которым текут параллельные одинаково
направленные токи, притягиваются друг к другу. Это притяжение тем
сильнее, чем больше длина этих проводников и меньше расстояние
между ними. За 1 ампер принимают силу такого тока, который
вызывает
между
двумя
тонкими
бесконечно
длинными
параллельными проводниками, расположенными в вакууме на
расстоянии 1 м друг от друга, притяжение силой 0,0000002 Н на
каждый метр их длины.
Измерим силу тока на различных участках цепи, состоящей из
реостата и лампочки. Сначала амперметр включим между реостатом и лампочкой, а затем – между
лампочкой и источником тока.

Измерения показывают, что на всех участках цепи с последовательным соединением проводников
сила тока одинакова. Даже если ползунок реостата передвинуть, и изменить силу тока, она, тем не
менее, на всех участках цепи опять-таки будет одинаковой:

Измерим теперь силу тока на различных участках цепи с параллельным соединением проводников,
например, лампочек.

Измерения показывают, что сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов на
всех параллельно соединенных проводниках.

В этом опыте, например, могли получиться следующие показания амперметра: I 1 = 0.2 А, I2 = 0.3 А,
Iоб = 0.5 А.
Физикой установлено, что во всех кристаллах электроны совершенно одинаковы, а ионы (их размеры, порядок и
плотность расположения) – различны. Именно поэтому различные металлы имеют различное электрическое
сопротивление.
Электрическое напряжение
Мы выяснили, что мощность тока тем больше, чем больше сила тока. Теперь взгляните на рисунки. Через обе
лампочки проходит одинаковый ток: 0.4 А. Но большая лампа горит ярче, то есть работает с большей мощностью,
чем маленькая. Получается, мощность может быть различной при одинаковой силе тока?

Кроме силы тока, мощность зависит еще от одной физической величины – электрического напряжения. В нашем
случае напряжение, создаваемое выпрямителем, меньше напряжения, создаваемого городской электросетью.
Поэтому при равенстве сил тока мощность тока в цепи с меньшим напряжением оказывается меньше.
Зависимость электрической мощности сразу от двух величин в физике представляют произведением:
P–
мощность тока, Вт
I–
сила тока, А
U–
электрическое напряжение, В
По международному соглашению единицей электрического напряжения служит 1 вольт. Это такое напряжение,
которое при силе тока 1 А создает ток мощностью 1 Вт.
Для измерения напряжения используют специальный прибор – вольтметр. Его
всегда присоединяют параллельно к концам того участка цепи, на котором хотят
измерить напряжение. Внешний вид школьного демонстрационного вольтметра
показан на рисунке справа.
Измерим напряжение на различных участках цепи, состоящей из реостата и
лампочки. Сначала измерим напряжение на реостате: … В. Затем измерим
напряжение на лампочке: … В. И, наконец, напряжение на всем соединении … В.

Измерения показывают, что в цепи с последовательным соединением проводников напряжение на всем
соединении равно сумме напряжений на отдельных проводниках:

Измерим теперь напряжение на различных участках цепи с параллельным соединением проводников, например,
лампочек.

Измерения покажут, что в цепи с параллельным соединением проводников напряжение на каждом из проводников
равно напряжению на всем соединении:

Закон Ома

Проделаем опыт. Нам потребуются источник тока, реостат, амперметр,
вольтметр и два резистора (проволочных спирали) с различными
сопротивлениями. Соберем цепь по схеме:
Передвигая ползунок реостата, поочередно установим силу тока 0.4, 0.6, 0.8
и 1 А. Запишем показания вольтметра, подключенного к резистору.
Повторим опыт, заменив первый резистор вторым:
1-й резистор

2-й резистор

I, А

0.4

0.6

0.8

1

0.4

0.6

0.8

1

U, В

1.6

2.4

3.2

4

2.4

3.6

4.8

6

Если поделить напряжение на силу тока в цепи (то есть вычислить значения дробей U/ I ), то обнаружится, что для
каждого резистора будут получаться приблизительно одинаковые числа:
R, Ом

4

4

4

4

6

6

6

6

Для простоты рассуждений величину U/ I мы обозначили буквой R. Из опыта следует вывод: для каждого
металлического проводника отношение напряжения к силе тока в нем есть величина постоянная, не зависящая
от напряжения и силы тока.

Заметьте, что для разных резисторов значения R получились разными: 4 Ом и 6 Ом. Этот факт показывает, что
величина R является характеристикой не всй цепи, а каждого отдельного резистора.
Для выяснения физического смысла величины R соберем цепь по нижнему рисунку. Если сначала использовать
первый резистор, у которого R = 4 Ом, а потом заменить его вторым, у которого R = 6 Ом, то лампочка станет
гореть тусклее. Уменьшение яркости лампочки говорит об уменьшении силы тока. Это произошло потому, что
сопротивление второго резистора больше.
Итак, величиной R можно характеризовать электрическое сопротивление проводника. Согласно международной
договоренности электрическое сопротивление измеряют в омах.
Так как

то

Отсюда следует, что 1 Ом – это сопротивление такого проводника, в котором возникнет ток 1 А, если на концы
проводника подано напряжение 1 В. Связь между величинами R, U, I обычно записывается в виде следующей
формулы, известной под названием закон Ома:
I–
U–

сила тока на участке цепи, А
приложенное напряжение, В

R–
сопротивление участка цепи, Ом
Чтобы выяснить, как следует прочитать эту формулу, вспомним некоторые ваши знания по алгебре:
обратная пропорциональность:
Электронагревательные приборы
Электронагревательные приборы получили очень широкое распространение в нашей жизни. Например,
электроплитки и чайники, утюги, кипятильники, камины, фены, щипцы для завивки волос уже давно стали
привычными "жильцами" наших квартир. А вот полы и стены с электроподогревом или стиральные машины,
автоматически кипятящие белье, пока еще редко встречаются в нашем быту.
Основной частью любого электронагревательного прибора является нагревательный
элемент. Обычно он представляет собой нихромовую проволоку, свитую в виде
спирали. В электрокаминах нагревательные спирали обычно помещают внутрь
трубок из жаропрочного стекла, поэтому красивое красно-оранжевое свечение
спиралей хорошо видно.
В старых электроутюгах в качестве нагревательного элемента служила нихромовая
спираль, вставленная внутрь "гирлянды" фарфоровых изоляторов. Позднее стали
использовать узкую нихромовую ленту, намотанную на пластинку из жаропрочного
материала – слюды или керамики. В современных утюгах применяют проволочные
спирали, заключенные внутрь металлических трубок. Их заполняют специальным электроизоляционным
материалом, который препятствует соприкосновению витков спирали друг с другом и, главное, с металлическими
стенками трубки.

Обычные лампы накаливания в световую энергию превращают менее 10 %
потребляемой электроэнергии, а остальные 90 % превращают в теплоту. Поэтому
такие лампы тоже можно считать электронагревательным приборами. И, хотя лампы
накаливания чаще всего используют именно для освещения, нередки случаи, когда
их применяют и для обогрева помещений, например, инкубаторов или теплиц.
Итак, нагревательные элементы электроприборов изготавливают из металлической
проволоки или ленты. Но ведь и провода, подводящие ток к прибору, тоже
изготовлены из металла. Не возникал ли у вас вопрос: почему же теплота выделяется
именно в нагревательном элементе, а не в подводящих проводах?
Во-первых, теплота действительно выделяется не только в нагревательном элементе,
но и в проводах. Однако, на единице длины нагревательного элемента ее выделяется гораздо больше, чем на
единице длины провода. Другими словами, на каждом сантиметре спирали выделяется гораздо большее количество
теплоты, чем на каждом сантиметре провода, подводящего к этой спирали ток.
Что такое свет
В обыденной речи слово "свет" мы используем в самых разных значениях: свет мой, солнышко, скажи..., ученье –
свет, а неученье – тьма... В физике термин "свет" имеет гораздо более определенное значение. В узком смысле
свет – это электромагнитные волны, вызывающие в глазу человека зрительные ощущения. Такой способностью
обладают только волны с частотами 4·1014 – 8·1014 Гц. Однако, некоторые насекомые, например, пчелы способны
видеть ультрафиолетовое излучение. А специальные приборы "ночного видения", часто используемые в военных
целях, позволяют человеку видеть мир в инфракрасных лучах.
Эти три вида излучения обладают очень многими схожими свойствами. Поэтому видимое, ультрафиолетовое и
инфракрасное излучения объединяют общим названием – оптические излучения, а раздел физики, занимающийся
их изучением, называют оптикой. Таким образом, свет в широком смысле этого слова – это все оптические
излучения.
По виду испускаемого излучения источники света разделяют на тепловые и
люминесцентные. Тепловые источники светят потому, что сильно нагреты,
например, пламя свечи или расплавленный металл на сталелитейном заводе.
Люминесцентный свет иначе называют "холодным
светом". Источники этого света имеют невысокую
температуру, например, лампа дневного света или
экран телевизора. На фотографии изображена рука в
резиновой
перчатке,
держащая
колбу
с
самосветящейся (люминесцирующей) жидкостью.
По происхождению источники света разделяют на искусственные, то есть
созданные человеком, и естественные, то есть созданные природой. Примеры
искуственных источников вы видите на фотографиях, а примерами естественных источников света являются
звезды, вулканы, некоторые насекомые (светлячки) и т.д.
Световые пучки
Обычно источники испускают свет одновременно во всех направлениях в
пространстве, как, например, обычная лампа. Но если ее закрыть
непрозрачным корпусом с отверстием, то свет будет распространяться в
виде светового пучка, расширяющегося по мере удаления от источника.
Например, на фотографии справа вы видите пучок желтоватого света от
шахтерской лампы.
Как вы думаете, оказывают ли влияние друг на друга пересекающиеся
пучки света? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Возьмем два
диапроектора, расположив их так, чтобы световые пучки пересекались. Вы
видите, что синий луч правого проектора проходит сквозь красный луч
левого. Однако это не приводит к искажениям изображений на экране.
Итак, закон независимости распространения света утверждает, что
световые пучки, пересекаясь, не влияют друг на друга. Однако этот закон
справедлив лишь для световых пучков небольшой интенсивности. Мощные
пучки света, например, лазерные, будут оказывать влияние друг на друга.
Другими словами, для пучков света большой энергии закон независимости
распространения света перестает быть справедливым.
Пучки света, строго говоря, невидимы. Однако на обеих фотографиях на
этой странице мы явственно их различаем. Почему? Дело в том, что воздух
в комнате, а, тем более, в шахте, всегда содержит мелкие частицы влаги и
пыли. Ярко освещенные пучком света, они сливаются в матовую пелену:
желтоватую – если свет желтый, розовую – если свет красный и голубую – если пучок света синий. Но если же на
пучок посмотреть вблизи, то можно разглядеть и отдельные пылинки, кружащие там в причудливом танце.
Вспомните, этот танец пылинок вы наверняка видели, когда в щель между закрытыми шторами в комнату
врывается солнечный луч.
Световые лучи
Изображая распространение света на чертежах, световые пучки обычно заменяют лучами. Световой луч – это
линия, указывающая направление распространения энергии в пучке света. Луч является геометрической моделью
физического понятия "пучок света".

Характерной особенностью светового луча, как и луча геометрического, является его прямолинейность. Однако,
между ними есть и принципиальное различие: геометрический луч прямолинеен всегда, а луч света - только в
прозрачной однородной среде.
Проделаем опыт. В стеклянный аквариум примерно до половины нальем
воды, подкрашеной специальной зеленой краской (она называется
"флуоресцин"). Затем, при помощи небольшого шланга, опущенного в
нижнюю часть аквариума, вольем концентрированный раствор соли. Его
плотность больше плотности подкрашенной воды, поэтому раствор
заполнит нижнюю часть аквариума. Однако при вливании подкрашенная
вода и раствор соли частично перемешаются друг с другом. Из-за этого, а
также из-за диффузии жидкостей, в аквариуме образуется неоднородная
среда. Ее плотность будет постепенно уменьшаться снизу вверх.
Направим теперь внутрь аквариума луч света от маленького лазера. Мы
обнаружим, что пока луч распространяется в воздухе, то есть однородной среде, он прямолинеен. На границе
раздела двух однородных сред (воздуха и стенки аквариума) луч преломляется. В неоднородной же среде
(жидкость в аквариуме) луч распространяется криволинейно. Однако после выхода в однородную среду – воздух –
луч света опять становится прямолинейным.
Итак, закон прямолинейного распространения света утверждает, что лучи света, распространяющегося в
прозрачной однородной среде, являются прямыми линиями.
Отражение света
Проделаем опыт. На зеркало, лежащее на столе, поставим полуоткрытую книгу. Сверху направим пучок света так,
чтобы он отражался от зеркала, но на книгу не попадал. В темноте мы увидим падающий и отраженный пучки
света. Накроем теперь зеркало бумагой. В этом случае мы будем видеть падающий пучок, а отраженного пучка не
будет. Выходит, что свет от бумаги не отражается?

Приглядимся к рисункам внимательнее. Заметьте, когда свет падает на зеркало, текст книги практически нельзя
прочесть из-за слабого освещения. Но когда свет падает на лист бумаги, текст книги становится видимым гораздо
отчетливее, особенно в нижней своей части. Следовательно, книга освещается сильнее. Но что же ее освещает?
При падении света на разные поверхности возможны два варианта. Первый. Пучок света, падающий на
поверхность, отражается ею также в виде пучка. Такое отражение света называется зеркальным отражением.
Второй. Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею во всех направлениях. Такое отражение света
называют рассеянным отражением или просто рассеянием света.

Зеркальное отражение возникает на очень гладких (полированных) поверхностях. Если же поверхность
шероховата, то она обязательно будет рассеивать свет. Именно это мы и наблюдали, когда накрывали зеркало
листом бумаги. Она отражала свет, рассеивая его по всевозможным направлениям, в том числе и на книгу, освещая
ее.
Закон отражения света
Введем несколько определений. Углом падения луча
назовем угол между падающим лучом и перпендикуляром к
отражающей поверхности в точке излома луча (угол α ).
Углом отражения луча назовем угол между отраженным
лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в
точке излома луча (угол β ).

При отражении света всегда выполняются две закономерности: Первая. Луч падающий, луч отраженный и
перпендикуляр к отражающей поверхности в точке излома луча всегда лежат в одной плоскости. Вторая. Угол
падения равен углу отражения. Эти два утверждения выражают суть закона отражения света.
На левом рисунке лучи, и перпендикуляр к зеркалу не лежат в одной плоскости. На правом рисунке угол
отражения не равен углу падения. Поэтому такое
отражение лучей нельзя получить на опыте.
Закон отражения является справедливым как для случая
зеркального, так и для случая рассеянного отражения
света. Обратимся еще раз к чертежам на предыдущей
странице. Несмотря на кажущуюся беспорядочность в
отражении лучей на правом чертеже, все они
расположены так, что углы отражения равны углам
падения. Взгляните, шероховатую поверхность правого чертежа мы "разрезали" на отдельные элементы и провели
перпендикуляры в точках излома лучей.
Плоское зеркало
С плоским зеркалом мы сталкиваемся очень часто - когда причесываемся или бреемся, когда управляем
автомобилем. Чистое оконное стекло или поверхность пруда тоже вполне могут служить плоскими зеркалами.
Рассмотрим изображения, получающиеся при этом.
Пусть пучок света от источника S падает на зеркало. Рассмотрим лучи SA и
SB. После отражения от зеркала они кажутся нам исходящими из точки S'.
То есть источник S нам кажется расположенным за зеркалом! Заметим
также, что расстояния SO и S'O равны, а отрезок SS' перпендикулярен
зеркалу.
Итак, теоретическим путем мы выяснили, что изображения предметов в
зеркале являются мнимыми (так как кажутся расположенными там, куда
световые лучи на самом деле не проникают). Изображения находятся
позади зеркала на таком же расстоянии от него, как и сами предметы.
Кроме того, отрезок, соединяющий предмет и его изображение,
перпендикулярен поверхности зеркала.
Проверим теперь эти выводы экспериментально. Положим на стол линейку,
а поверх нее вертикально поставим стекло. Оно будет служить
полупрозрачным зеркалом. Поместив перед ним свечу, мы увидим ее
отражение. Оно будет казаться расположенным позади стекла. Однако,
заглянув туда, мы никакого изображения не увидим. Следовательно, мы
убедились, что изображение является мнимым.
Чтобы убедиться в правильности второго вывода, измерим по линейке
расстояния от стекла до свечи и от стекла до изображения. Они окажутся
равны. Подтвердить третий вывод тоже несложно: угольник с прямым
углом нужно приложить к линейке.
Преломление света
Взглянем еще раз на рисунок аквариума в § 17-в. Луч, выходящий из лазера, сначала был прямолинейным. Но,
дойдя до стеклянной стенки аквариума, изменил свое направление, то есть испытал преломление. Преломлением
света называют явление изменения направления
светового луча на границе раздела двух сред.
Рассмотрим три ситуации соприкосновения таких сред:
воздуха и воды, воздуха и стекла, воды и стекла.
Взгляните на чертежи справа.
Как видите, разные вещества, прозрачные для оптических
излучений, обладают неодинаковой преломляющей
способностью. Стекло, например, преломляет лучи
сильнее, чем вода. Преломляющую способность разных сред можно сравнивать и по таблице:
Показатели преломления некоторых сред:
Вакуум

1

Вода

1.33

Воздух

1.0003

Стекло

1.5 - 2.0

Лед

1.31

Алмаз

2.42

Из таблицы видно, что показатель преломления стекла сильнее отличается от показателя преломления воздуха, чем
показатель преломления воды. Именно поэтому луч, идущий из воздуха в стекло, преломляется сильнее, чем луч,
идущий из воздуха в воду. И совсем мало преломляется луч, переходящий из воды в стекло.
Линзы
Наиболее важным применением явления преломления света на практике является использование линз. Чаще всего
их делают из стекла или прозрачной пластмассы. Всякая линза, которая в средней своей части тоньше, чем по

краям, в вакууме (или воздухе) будет являться рассеивающей линзой. И наоборот: всякая линза, которая в средней
части толще, чем по краям, будет собирающей линзой.

Взгляните на левый чертеж. Пучок параллельных лучей, прошедший через рассеивающую линзу, становится
расширяющимся, а лучи кажутся исходящими из некоторой точки F. Ее называют фокусом рассеивающей линзы.
Поскольку на самом деле через эту точку лучи не проходят, то фокус рассеивающей линзы является мнимым.
Если же пучок параллельных лучей пропустить сквозь собирающую линзу, то пучок станет сходящимся. Все его
лучи пройдут через некоторую точку F, являющуюся действительным фокусом.
Изображения в линзах
Линзой можно не только собирать и рассеивать пучки
параллельных лучей. При помощи линз легко получать
увеличенные и уменьшенные изображения предметов.
Например, благодаря линзе на экране получается
увеличенное
перевернутое
изображение
золотой
статуэтки.
Предмет, изображение которого мы получаем, может
находиться на различных расстояниях от линзы (d). В
зависимости от этого изображение предмета может
получиться различным. Например, если расстояние от
предмета до собирающей линзы больше ее фокусного
расстояния, но меньше двойного фокусного расстояния (F
< d < 2F), то линза даст увеличенное, перевернутое и
действительное изображение предмета (см. вторую строку
таблицы).
Изображение, даваемое собирающей линзой:
d                    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-78-44, +7(34740)2-79-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».