Театр эпц

Кинзябаев
Рамиль
Нигматзяно
вич

Подписан: Кинзябаев Рамиль Нигматзянович
DN: ИНН=021902132948, СНИЛС=03019445719,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика
Башкортостан, L=Красноусольский,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН, G=Рамиль Нигматзянович,
SN=Кинзябаев, CN=Кинзябаев Рамиль
Нигматзянович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-02-25 15:38:39
Foxit Reader Версия: 9.7.1

ВВЕДЕНИЕ
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Закона
«Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. и Концепции
развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р.
Она составлена в соответствии с общими учебно – воспитательными задачами и
призвана содействовать всестороннему изучению обучающимися социально –
демографических, экономических, правовых и политических особенностей родного края.
Одним из основных направлений современной школы и системы дополнительного
образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса,
дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии
с поставленными целями и задачами.
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и
передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной
игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее
традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
История театра, где играют дети, непрерывна, но в ней есть особенно яркие взлёты. Они
всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно важным
реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы передать
молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой, незабываемой форме,
передать так, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми. Вторая идея
заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать
принципиально новые идеи. Одно без другого, как показывает исторический опыт, невозможно.
Современный детский и молодёжный любительский театр крайне востребован нашим
обществом. В это нелёгкое время, мы, взрослые, часто забываем о детях, с ранних лет
«навешивая» на их хрупкие плечи свои проблемы. В погоне за престижем и деньгами, в
борьбе за выживание, наши дети лишаются детства, не успевая по-настоящему раскрыть
свою индивидуальность, да и просто пофантазировать или помечтать, а из-за непомерно
больших учебных нагрузок, ребёнок все меньше двигается, отучаясь управлять своим телом
и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребёнку раскрываться, поиграть в своё
детство, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе -эстетическом воспитании
детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во
взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями
танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Программа «Театральная мастерская» учитывает эти особенности общения с театром
и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую
культуру.
Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение
детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и
осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не
отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор
спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя
творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному
делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный
интерес у детей.
Новизна авторской образовательной программы «Театральная мастерская» в синтезе
типовых образовательных программ по всеобщему
и специальному театральному
образованию и современных образовательных технологий Щурковой Н.Е. «Программа
воспитания школьника» (культурологическое направление в воспитательной деятельности
педагога); А.В. Луценко, А.Б. Никитина, С.В. Клубков, М.А. Зиновьева «Основные
принципы и направления работы с театральным коллективом»»; Е.А. Иванова «Театральная
студия» (программа дополнительного образования творческого объединения);
И.С.
Козлова «Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования
на уроке и во внеурочной деятельности»; Г.Н.Токарев, С.П. Батосская (методическое
пособие в помощь начинающим руководителям театральной студии).
Отличительная
особенность программы в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ
зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление
знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются,
что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным
результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам,
предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Главная цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств
личности обучающихся, творческих умений и навыков средствами театрального искусства,
организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
способствовать формированию:
 необходимых представлений о театральном искусстве;
 актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ
героя, работать над ролью;
 речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на
постановку дыхания, дикции, интонации;
 практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных
физических возможностей ребенка;
способствовать развитию:
 интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
 творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого
ребёнка;

 эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
создать условия воспитания:
 творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как
доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
 духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами
традиционной народной и мировой культуры.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя
как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что
нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на
предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных
возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и
моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В
учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип
систематичности
и
последовательности.
Систематичность
и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной
работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших
результатов.
Программа включает несколько основных разделов:
1.
История театра. Театр как вид искусства.
2.
Актерская грамота.
3.
Художественное чтение.
4.
Сценическое движение.
5.
Работа над пьесой.
Занятия театрального объединения состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл
познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте
вокруг нас, профессиональной ориентации детей. Практическая часть работы направлена на
получение навыков актерского мастерства.
1.1. Условия реализации программы
Количество детей в группах – 15 человек. Рекомендуемый возраст детей от 12-14 лет.
Согласно Приложения №3 к СанПиНу 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим занятий по
программе таков: 35 минут занятий, 10 минут перерыв, 35 минут занятий.
Занятия в группах проводятся:

2 раза в неделю по 2 часа.
Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:

дети должны иметь навык беглого чтения текста, основы выразительного
чтения;

должны представлять формы работы актера театра;

должны знать основы быстрого запоминания, уметь оперировать памятью.
Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением ряда
упражнений на выразительность чтения.
Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики занятий,
проводятся групповые занятия, количество детей в группе 15 человек.
Материально-техническое обеспечение программы
Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия
работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма,

реквизита, декораций. Для спектакля необходимы: сценическая площадка, репетиционный
зал, аппаратура для музыкального оформления; театральные костюмы, грим, парики.
Технические средства для реализации программы: телевизор, видеомагнитофон,
проектор, компьютер, диски с записью сказок и постановок.
Для успешной реализации программы разработаны и могут применяться следующие
дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
 иллюстративный материал к теме «Путешествие по линии времени»;
 иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;
 иллюстрации по темам
«Сценический костюм», «Театральный грим»,
«Сценография».
 таблицы, схемы «Изготовление декораций».
раздаточный материал:
 карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;
 карточки с заданиями к разделу «История театра»;
 вспомогательные таблицы.
материалы для проверки освоения программы:
 карточки с заданиями для занятий-зачётов, экзамена-выступления по разделам
программы;
 творческие задания;
 тесты по разделу «История театра».
 кроссворды, викторины и др.
Место реализации программы: на базе МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ
Срок реализации: 1 год
Условия реализации программы: педагог должен иметь средне-специальное или высшее
педагогическое образование
1.2. Этапы обучения
Срок реализации программы – 1 год. Выполнение программы рассчитано на 144
учебных часа.
Основная цель – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей,
формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого года воспитанники
получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают
для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства,
закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства.
Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения импровизации.
Построение программы по крупным блокам тем «Актёрское мастерство»,
«Сценическая речь», «По страницам истории театра», «Сценическое движение», «Обучение
танцу и искусству танцевальной импровизации» - даёт педагогу возможность вариативно
выстраивать работу с детьми.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование
воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
По завершении 1 года обучения обучающиеся должны знать:

особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах
театрального искусства;

народные истоки театрального искусства;

художественное чтение как вид исполнительского искусства;

об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:

активизировать свою фантазию;

«превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место,
время, ситуацию;


видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых
обстоятельствах;

коллективно выполнять задания;

культуру суждений о себе и о других;

выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.
Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память
физических
действий
и
исполнение
воспитанниками
текста
(короткого),
демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
1.3. Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка
в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурс,
проводимые в Центре Детского Творчества;

итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными
этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных
устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего
контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из
форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие
способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.
При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися рекомендуется
использовать карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и
развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:
 максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью,
воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских,
областных конкурсов, района и т.д.);
 средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных
ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества, посёлка.
 минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные
ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне
коллектива.
Учебно-тематический план
(4 часа в неделю, 144 часа в год)
№
п.п

Тема

Теоретическая
часть

Кол.
час

1.

Вводное
занятие.

Знакомство с
планом работы.

2

2.

История
театра. Театр
как вид
искусства.

Эволюция театра.
Современная
драматургия.
Литературное
наследие.

8

Практическая часть
Анкета «Ваши
предложения по работе
творческого объединения»
Знакомство с
произведениями великих
драматургов мира.
Упражнения, игрыимпровизации,
творческие задания.

Кол.
час

всег
о

2

4

16

24

2.1.

2.2.

Первоначальн
ые
представления
о театре как
виде
искусства.

Место театра в
жизни
общества.
Общее
представление
о
видах и жанрах
театрального
искусства:
драматический
театр, музыкальный
театр (опера, балет,
оперетта, мюзикл),
театр кукол, радиои телетеатр.
Знакомство с
произведениями
великих
драматургов мира.
Упражнения,
игры-импровизации,
творческие задания.

Театр как одно
из древнейших
искусств

2

-

2

-

2

2

-

2

2

2

2

2

2

2

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

2

2

2

2

2

-

-

-

2.3.

2.4.

Развитие
представления
о видах
театрального
искусства:
театр кукол

Театр –
искусство
коллективное

Знакомство
с
современным
кукольным театром.
Художественные
возможности
кукольного театра.
Особенности
выразительного языка
театра кукол.

-

-

-

проигрывание игр, обрядов,
праздники «Масленица»,
«Сретенье», «Покрова»
проигрывание игр, обрядов,
«Рождественские
посиделки»,
проигрывание игр, обрядов,
праздники «Сочельник и
Коляда» и т.д.

Творческие
задания на
ознакомление с элементами
театральных
профессий:
создание афиш
Творческие
задания на
ознакомление с элементами
театральных
профессий:
создание эскизов.
Творческие
задания на
ознакомление с элементами
театральных
профессий:
создание
декораций
и
костюмов.

3.

Актерская
грамота.

3.1

3.2

Значение
поведения в
актерском
искусстве.

Многообразие
выразительных
средств в театре.
«Бессловесные
элементы действия»,
«Логика действий» и
т.д.
Знакомство
с
драматургией,
декорациями
Знакомство
с
костюмами, гримом

12

Знакомство
музыкальным
шумовым
оформлением.
Многообразие
выразительных
средств в театре
Стержень
театрального
искусства
исполнительское
искусство актера

с
и

Упражнения на КСД;
Тренинги на
внимание. Упражнения на
овладение и пользование
словесными
воздействиями этюды.

24

36

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

–

-

-

-

-

-

-

-

Возможности
актера
«превращать», преображать
с
помощью
изменения
своего поведения
Возможности
актера
«превращать», преображать
с помощью места, время
Возможности
актера
«превращать», преображать
с
помощью
изменения
ситуации
Возможности
актера
«превращать», преображать
с помощью партнеров.
упражнения
на
коллективную
согласованность действий
(одновременно, друг за
другом, вовремя)
упражнения
на
коллективную
согласованность действий
(одновременно, друг за
другом, вовремя)
воспитывающие
ситуации «Что будет, если я
буду играть один..»

-

3.3.

Развитие
Бессловесн
ые и словесные требований к
органичности
действия
поведения в условиях
вымысла. Словесные
действия.
Психофизическа
я
выразительность
речи.
Словесные
воздействия
как
подтекст.
Этюдное
оправдание заданной
цепочки
словесных
действий.

4.1.

«Роль чтения
вслух в повышении
общей читательской
культуры». «Основы
практической
работы над голосом»
и т.д
Художественное
Роль чтения
чтение как вид вслух в повышении
исполнительског общей читательской
о искусства.
культуры.

2

2

-

2

2

2

2

2

2

10

12

-

2

2

2

-

Художественно
е чтение

2

-

-

4.

превращения заданного
предмета
с
помощью
действий во что-то другое
(индивидуально,
с
помощниками).

2

Выполнение этюдов,
упражненийтренингов.,
упражнение: «Я сегодня –
это …»
Этюды на пословицы,
крылатые
выражения,
поговорки,
сюжетные
стихи,
картины
–
одиночные,
парные,
групповые, без слов и с
минимальным
использованием текста.
Упражнения на
тренировку силы голоса,
диапазона голоса

2

отработка навыка
правильного дыхания при
чтении и сознательного
управления речеголосовым
аппаратом (диапазоном
голоса, его силой и
подвижностью».

2

отработка навыка
правильного дыхания при
чтении и сознательного
управления речеголосовым
аппаратом (диапазоном
голоса, его силой и
подвижностью».
4.2.

Логика речи.

Основы
практической работы
над голосом.
Анатомия,
физиология и гигиена
речевого аппарата.
Литературное
произношение.

2

-

-

5.

5.1.

Сценическое
движение.
Основы
акробатики.

Пластическая
выразительность
актера.
Школы и
методики
движенческой
подготовки актера.
Развитие
психофизического
аппарата. Техника
безопасности.

4

Упражнения
на
рождение звука: «Бамбук»,
«Корни»,
«Тряпичная
кукла», Резиновая кукла»,
«Фонарь»,
Антенна»,
«Разноцветный фонтан».
Отработка
навыка
правильного дыхания при
чтении и сознательного
управления
речевым
аппаратом.
Сценическая
акробатика.

2

Основы акробатики
работа с равновесием,
работа с предметами.
5.2.

Обучение
танцу и
искусству
танцевальной
импровизации.

Беседы:
«В
поисках собственного
стиля»,
«Танец
сегодня»,
«Об
Айседоре
Дункан».
«Бальные»
танцы:
«Танец-шествие»,
«Мазурка», «Менуэт»,
«Вальс
Дружбы»,
«Фигурный вальс».

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6

10

-

2

2

2

2

2

-

2

-

6.

6.1.

Работа над
пьесой

Пьеса –
основа
спектакля

Анализ пьесы,
чтение и обсуждение.
Образы героев.

8

Особенности
композиционного
построения пьесы: ее
экспозиция, завязка,
кульминация
и
развязка. Время в
пьесе. Персонажи действующие
лица
спектакля. Чтение и
обсуждение пьесы, ее
темы, идеи. Общий
разговор о замысле
спектакля

2

-

-

6.2.

Текстоснова
постановки.

Повествовательны
й и драматический
текст.
Речевая
характеристика
персонажа. Речевое и
внеречевое поведение.
Монолог и диалог.

Универсальная
разминка. Элементы разных
по стилю танцевальных
форм. Классический танец
(батман тандю, батман
жете, гран батман).
Основные позиции рук, ног,
постановка корпуса.
Выразительное
чтение по ролям.
Определение
сквозного действия роли.
Репетиции. Показ
спектакля.

работа над выбранной
пьесой, осмысление
сюжета, выделение
основных событий,
являющихся поворотными
моментами в развитии
действия.
Определение главной
темы пьесы и идеи автора,
раскрывающиеся через
основной конфликт.
Определение жанра
спектакля.

2

работа по карточкам
«от прозы к
драматическому диалогу»,
«Сфера диалога и сфера
игры», «Кто это сказал?»,

2

2

28

36

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6.3.

Театраль
ный грим.
Костюм.

Отражение
сценического образа
при помощи грима.
Грим как один из
способов
достижения
выразительности:
обычный,
эстрадный,
характерный,
абстрактный.
Способы
накладывания
грима.

2

-

-

6.4

Театральный
костюм

Костюм – один
из
основных
элементов, влияющих
на представление об
образе и характере.
Костюм
«конкретизированный
» и «универсальный».
Цвет, фактура.

Репетиционный
период.

2

2

2

2

Приемы накладывания
грима. Создание эскизов
грима для героев выбранной
пьесы.
Накладывание грима
воспитанниками друг другу

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

-

6.5.

«Создание речевых
характеристик персонажей
через анализ текста»,
выразительное чтение по
ролям, расстановка
ударение в тексте,
упражнения на
коллективную
согласованность действий,
отработка логического
соединения текста и
движения. Основная
этюдно-постановочная
работа по ролям
.

-

создание эскизов
костюмов для выбранной
пьесы.
создание эскизов
костюмов для выбранной
пьесы.
Соединение
сцен,
эпизодов;
репетиции
в
декорациях, с реквизитом и
бутафорией

-

-

6.6.

Выступления

-

-

-

7.

Мероприятия
и
психологически
е практикумы.

-

8.

Экскурсии

-

9.

Итоговое
занятие
ИТОГО:

Викторина
по
разделам программы
обучения за год.

Репетиции в костюмах,
репетиции с музыкальным и
световым
оформлением,
сводные репетиции
Репетиции
с
объединением
всех
выразительных
средств.
Генеральная репетиция.
Выпускной бал группы
«Непоседы» СОШ №1 1
«А»
Выпускной бал группы
«Непоседы» СОШ №1 1
«В»
Выпускной бал группы
«Непоседы» СОШ №2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Тренинг:
«Тележка»,
«Собачка», «Гусиный шаг»,
«Прыжок
на
месте».
Упражнения
для голоса:
«Прыжок
в
воду»,
«Колокола»,
«Прыгун»,
«Аквалангист», др.
Экскурсии в :
- музей с.Красноусольский
- п. «Юность»
- Аллею Героев
- на реку «Усолка»
- к памятнику Мажита
Гафури

10

10

10

10

2

37

2

107

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 4 часа
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с
театром как видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями,
мероприятиями выпускников.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства - 24 часов
2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место
театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства:
драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол,
радио- и телетеатр.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта
учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о
театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок драматического театра

144

им.Щепкина г.Белгород. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем
доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем
люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся,
приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с
записями спектаклей.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
2.2. Театр как одно из древнейших искусств
Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», славянский
обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые Яриле, игры,
празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в
народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов, праздники «Масленица», «Сретенье»,
«Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д.
«Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников
сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с
народными песнями, танцами.
Форма подведения итогов: игры-импровизации
2.3. Развитие представления о видах
театрального искусства: театр кукол
Теория: Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного
театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности.
Особенности выразительного языка театра кукол.
Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление
кукол-петрушек или других кукол.
Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с
кукольными спектаклями.
Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.
2.4. Театр – искусство коллективное
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат
коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами
театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по театральной
программке».
3. Актерская грамота - 36 часа
3.1. Многообразие выразительных средств в театре
Теория: Знакомство с
драматургией, декорациями, костюмами, гримом,
музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства –
исполнительское искусство актера.
Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить»,
«Много ниточек, или Большое зеркало».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Значение поведения в актерском искусстве.
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения
своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий
(одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я
буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то
другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация
3.3. Бессловесные и словесные действия
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла.
Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как
подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение:
«Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные
стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным
использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4. Художественное чтение – 12 часов
4.1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы
практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата.
Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и
подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла»,
Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка
правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и
управление речеголосовым аппаратом.
4.1. Логика речи.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе.
Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы.
Пояснения на басах и верхах.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбкахоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль».
Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста,
демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
4.2. Словесные воздействия.
Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного
произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь
рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» :
превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с
помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун»,
«Аквалангист».
Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего
чтецкого репертуара
основы Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие
психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с
предметами. Техника безопасности.
Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер»,
«Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг»,
«Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру,
кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды

5. Сценические движения -10 ч.
5.1. Основы акробатики.
Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие
психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с
предметами. Техника безопасности.
Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер»,
«Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг»,
«Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру,
кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды
5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре
Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы»,
«Фигурный вальс».
Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю
танцевальных форм. Классический танец. Основные позиции рук, ног, постановка корпуса.
Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с
притопом, веревочка, ковырялочка. «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка»,
«Менуэт». Разучивание их основных элементов.

Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.
6. Работа над пьесой – 36 часов
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка,
кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение
основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи.
Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
6.2. Текст-основа постановки.
Теория:
Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика
персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу»,
«Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик
персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в
тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из
способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный.
Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для
героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем,
помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы,
краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
6.4. Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об
образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски,
карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с
реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым

оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств.
Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
6.5. Выступления
7. Мероприятия и психологические практикумы-10 часов.
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий.
Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри
учреждения. Выявление ошибок
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал: сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
8. Экскурсии – 10 часов.
Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Экскурсии в природу.
Составление творческих отчётов о проведенных экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.
Форма проведения занятий: Экскурсия.
Приёмы и методы: наглядный.
Дидактический материал: репродукции.
Форма подведения итогов: творческий отчёт
9. Итоговое занятие – 2 часа
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную
согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды
на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми
обстоятельствами
Форма проведения занятия: блиц-турнир, зачет.
Приёмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал : текст викторины.
Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.
Методическое обеспечение программы
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и
инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ
видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый
(воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение
педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод
взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает
тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод
ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере
освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания,
метод импровизации.
Распределение форм и методов по годам и темам программы:
Раздел
Формы проведения
Приёмы и методы
История театра.
Групповые
занятия по
Метод
игрового содержания,
усвоению новых знаний,
наглядный,
объяснительноигровые
групповые
иллюстративный,
метод
занятия,
практические
импровизации, репродуктивный,
занятия,
творческая

Актерская грамота

лаборатория,
заочная
экскурсия,
беседы, игровые формы,
занятие-зачёт

Художественное
чтение

Групповые,
занятие-зачёт.

игровые,

Сценическое
движение

Групповые

Работа над пьесой

Практические, творческие
лаборатории, репетиции.

Мероприятия
и
психологические
практикумы

Вечера,
праздники,
конкурсы, практикумы.

Метод полных нагрузок, метод
игрового
содержания,
метод
импровизации.
Метод ступенчатого повышения
нагрузок,
метод
игрового
содержания, метод импровизации
Метод ступенчатого повышения
нагрузок, метод плотных нагрузок,
метод взаимообучения
Метод ступенчатого повышения
нагрузок,
метод
игрового
содержания, метод импровизации,
эвристический,
проблемный,
объяснительно-иллюстративный,
метод
импровизации,
метод
полных нагрузок.
Эвристический, метод полных
нагрузок

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий,
повышает интерес обучающихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия,
индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие
лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие.
В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи,
вечера-встречи с деятелями театрального искусства, воспитательные мероприятия,
психологические тренинги, посещение спектаклей профессионального и любительских
театров, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у
них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному
нравственному суждению
Список литературы
Нормативно -правовое обеспечение:
1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г.
2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011г. №2227-р;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г., №996-р.;
4. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования»,
одобренная Президентом РФ 27 мая 2015г.;
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный
Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным
проектам (протокол от 30 ноября 2016г. №11);
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017г. № 48226);
7. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утв. Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018г. № 298н,
зарегистрирован в Минюсте РФ 28 августа 2018г., рег. №52016);

8. Приказ № 1309 от 09.11.2015г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а
также оказания им при этом необходимой помощи»;
9. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательныз организаций
дополнительного образования детей»;
10. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
11. Конвенция о правах ребенка;
12. Конституция Российской Федерации;
13. Трудовой кодекс РФ №197 –ФЗ от 30 декабря 2001 года введен в действие с 01.02.2002 г.;
15. Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Введены в действия приказом
министерства РФ по делам Гражданской обороны. Чрезвычайных ситуаций и ликвидации
стихийных бедствий от 18 июня 2013 года №313;
16. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р;.
17. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России»;
18. «Примерная программа воспитания и социализация обучающихся»;
19. Конституция Республики Башкортостан;
20. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013г. № 696-з «Об образовании в Республики
Башкортостан».
Рекомендуемый репертуар
1. «О любви и в шутку и всерьез» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные
шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»
2. «Вечная сказка» (по мотивам сказки Е.Шварца) из сборника Гуркова А.Н. «Школьный
театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа».
3. «Сапфиры принцесс» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в школе. Третье
издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
4. «Святочный калейдоскоп» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в школе.
Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
5. «Венок из мертвых цветов» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в школе.
Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
6. «Волшебник Изумрудного города» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные
шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»»
7. «Кошкин Дом» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/
серия «Здравствуй школа»»
8. «Волшебные часы» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоупрограммы»/ серия «Здравствуй школа»»
Литературно-музыкальная гостиная «Ах, этот бал краше не было бала» из сборника
«Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград.Учитель,2004г.
Список литературы для педагогов
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К.
Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический
поиск», 2002. – 160 с.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.
3. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.интов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /
Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

6. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на
соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
7. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
8. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии,
Белгород, 2003 г.
9. Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. /
Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.- 608 с.
10. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ
ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
11. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по
воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы.
Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
12. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство
образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
13. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками:
Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 1995. -222с.
14. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских
театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,
2001. – 288 с.: ил..
15. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся.
-М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности
коллектива школьников
Литература для обучающихся и родителей
1. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок
последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс»,
2004 г.-333 с.
3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004,
2005 г.г.
4. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста.
М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»
5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М.,
2003.
6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. –
64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
7. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития
речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
8. У. Шекспир «Собрание сочинений»
9. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов
н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.
10. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-78-44, +7(34740)2-79-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».