Кутдлубаева мастерская мода эпц

Кинзябаев
Рамиль
Нигматзяно
вич

Подписан: Кинзябаев Рамиль Нигматзянович
DN: ИНН=021902132948, СНИЛС=03019445719,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика
Башкортостан, L=Красноусольский,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН, G=Рамиль Нигматзянович,
SN=Кинзябаев, CN=Кинзябаев Рамиль
Нигматзянович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-02-25 15:05:07
Foxit Reader Версия: 9.7.1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр Детского Творчества МР Гафурийский район Республики Башкортостан
Принята на
педагогическом совете
Протокол № 1 от 26.08.2020 г.

Утверждаю:
И. о. директора МБУ ДО ЦДТ
МР Гафурийский район РБ
_______________________
Р.Н. Кинзябаев
Приказ №____от______2020г.

Дополнительная общеобразовательная программа
художественно – эстетической направленности
«МАСТЕРСКАЯ МОДЫ»
Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.
Срок реализации: 1 год.

Составитель: Кутлубаева Гульсулу Закировна,
педагог дополнительного образования

с. Красноусольский, 2020г.

Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Закона
«Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. и Концепции
развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р.
Она исходит из того, что недостаточный уровень развития швейного производства
России, как промышленного, так и частного, вызывает необходимость повышения интереса
детей и подростков к профессиям, связанным с изготовлением швейных изделий.
Предлагаемая программа призвана помочь детям разобраться в разнообразии
профессий современного швейного производства, своих индивидуальных особенностей,
приобрести опыт практической деятельности, получить определенные знания, умения и
навыки, которые могут пригодиться им в будущем, углубят и дополнят знания, полученные
обучающимися при изучении программы «Мастерская моды».
Немаловажно и то, что изготовление швейных изделий и различные виды рукоделия
играют большую роль в деле трудового и эстетического воспитания детей. Они охватывают
широкий спектр занятий, связанных с эстетизацией среды обитания. Характерным для них
является органическое сочетание технологического и художественного начал. Задача
педагога – научить ребенка чувствовать гармонию эстетической и функциональной стороны
каждого понятия и создавать ее.
Так же программа способствует восстановлению и сохранению традиций семьи,
позволяя закрепить связь ребенка со старшими поколениями, а также национальных и
региональных традиций.
Особенностью программы является объединение большого числа направлений
деятельности, связанных с изготовлением швейных изделий и различными видами
рукоделия, используемых для создания не только эстетических, но и функциональных
изделий. Это позволяет учитывать индивидуальные способности и личные качества каждого
воспитанника и обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка.
Существует множество программ, направленных на обучение тому или иному виду
рукоделия, а также программ, обучающих технологии шитья.
Новизна данной программы заключается в принципиально новом подходе к
привлечению детей к шитью и профессиям швейного производства. Для достижения этих
целей в ней объединены как теоретические разделы (по истории костюма, моды, дизайна и
композиции и д.р.) так и практические разделы по изучению основ машиноведения,
материаловедения, конструирования, моделирования и технологии. Одновременно с этим
изучаются различные виды декоративной обработки текстиля (аппликация, стилизованные
цветы, лоскутное шитье, вышивка и д.р.). Целью работы обучающихся является создание
законченного изделия, костюма, продуманного до мелочей, аксессуаров, головного убора,
обуви и украшений, с использованием знаний, умений и навыков, полученных при освоении
данной программы, а также демонстрация результатов своей работы.
Такой комплексный подход позволяет привлечь к занятиям детей с различными
интересами, способностями и разным уровнем первоначальной подготовки.
Актуальность программы состоит именно в том, что она позволяет сформировать
устойчивый интерес к шитью, показывая многогранность мира моды и шитья, делая его
понятным и интересным ребенку, повышая престиж профессий швейного производства в
глазах подрастающего поколения.
Программа строится с учетом преемственности изучения основ шитья и рукоделия в
рамках программы по технологии общеобразовательной школы.
Предлагаемая программа создана с учетом опыта работы творческого объединения с
1998 года.
Целями программы являются:
- обеспечение всестороннего развития личности ребенка, являющегося важнейшей
предпосылкой к его самостоятельной жизни и деятельности в условиях современного мира;
- формирование инициативной, творческой, мыслящей личности, стремящейся
утвердить себя своими знаниями, умениями и способностями;

- формирование у обучающихся художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры;
- обучение детей основам дизайна одежды и швейных изделий;
- обучение различным видам рукоделия;
- формирование знаний, умений и навыков обработки ткани;
- повышение престижа профессий швейного производства, знакомство и разъяснение
их особенностей.
Обучение детей по данной программе предполагает решение следующих задач.
Воспитательные задачи:
 привлечение детей к творчеству:
 воспитание уважения к народным традициям и обычаям;
 выработка у детей социально ценных навыков поведения, общения, группового
согласованного действия;
 воспитание активного участника в общественно полезной деятельности;
 содействие в самоопределении, социальной адаптации;
 формирование внутренней культуры личности;
 воспитание коммуникабельности и культуры взаимоотношений.
Учебные задачи:
 освоение теории и практики обработки ткани и различных видов рукоделия;
 формирование технологической, художественной и экологической культуры;
 обеспечение обучающимся возможности ознакомления с основными профессиями
современного швейного производства;
 развитие индивидуальных творческих способностей, эстетического чувства и
художественной инициативы ребенка;
 воспитание коммуникабельности и культуры взаимоотношений;
 совершенствование практических умений и навыков учащихся, полученных на
занятиях технологии в общеобразовательной школе;
 формирование здорового образа жизни, умения соблюдать безопасные условия
работы.
Для решения задач в содержании программы выделены восемь основных разделов:
1. История костюма, дизайн, мода.
2. Рисунок и спецкомпозиция.
3. Машиноведение.
4. Материаловедение.
5. Конструирование и моделирование.
6. Технология швейных изделий.
7. Технология изготовления декоративных изделий из швейных материалов.
8. Демонстрация результатов деятельности обучающихся.
Структура программы состоит из теоретических занятий по истории костюма,
дизайна, рукоделия, народных промыслов; особенностям обработки ткани; практических
занятий по технологии изготовления разнообразных высокохудожественных швейных
изделий, созданию творческих проектов, оригинальных декоративно-прикладных изделий,
костюмов. В структуру программы так же входят беседы, экскурсии, выпуск стенгазет,
создание альбомов, организация выставок, показов.
Большое внимание уделяется безопасным приемам работы, правильной организации
рабочего места, культуре труда.
Ребенок должен научиться осмысленно творить, научиться ставить перед собой цель и
стараться воплотить ее в своей работе. Он участвует в создании идеи, разработке
конструкции, подборе материалов и изготовлении, а также демонстрации результатов своей
деятельности. Обсуждение выполненных работ при подготовке выставок, фоторепортажей,
показов, просмотр видеоматериалов дает детям возможность исправить ошибки или
недостатки работы, формирует вкус и способность критически относиться к работе и умение
объективно ее оценивать. На занятиях реализуется социальный опыт совместной
созидательной художественной деятельности, опыт демонстрации результатов творческого
процесса. Беседы, экскурсии, создание идей творческих работ, их практическое воплощение,

демонстрация результатов работы – позволяют ребенку познать, понять и проверить себя:
свои интересы, склонности, интеллектуальные и коммуникативные способности, характер,
чувства и другие индивидуальные характеристики.
Кроме совместной деятельности детей и педагога, программа предполагает связь с
родителями. Для повышения интереса родителей к жизни ребенка в учреждении
дополнительного образования педагог должен стараться привлечь их к мероприятиям,
способствующим совместной деятельности, таким как выставки творческих работ
нескольких поколений семьи, поездки на конкурсы и фестивали, подготовка и проведение
видео- и фотосъемки выступлений детей, совместные чаепития. Возникновение общих
интересов детей и родителей способствует их эмоциональной и духовной близости.
Программа так же направлена на внедрение экологического аспекта в эстетическое
воспитание.
Программа построена на основе распределения учебного материала на пять уровней:
1 уровень – для детей 10-11 лет: начальные сведения о дизайне, истории костюма, моде,
композиции, цвете: изготовление эскизов костюма и его отдельных элементов; освоение
основ машиноведения, материаловедения, технологии изготовления швейных изделий,
аппликации, стилизованных цветов; первоначальный опыт демонстрации своих работ; сбор
информации.
2 уровень – для детей 12-13 лет: углубление знание о костюме, дизайне, композиции;
дальнейшее изучение машиноведения, сведений о швейных материалах; конструирование и
моделирование; освоение технологии изготовления различных видов швейных изделий,
творческих работ; сбор и оформление информации; приобретение опыта демонстрации своих
работ.
3 уровень – для детей 13-14 лет: закрепление знаний об истории костюма дизайне, моде
и использование их для самостоятельного создания оригинальных художественных
швейных изделий; углубление знаний по конструированию и моделированию, раскрою;
освоение технологии изготовления и отделки различных видов швейных изделий;
самостоятельная работа по сбору информации по истории костюма, дизайна, моды, вещей,
рукоделия; подготовка тематических коллекций, наработка опыта демонстрации работ.
4 уровень - для детей 14-15 лет: проработка и закрепление знаний о костюме, дизайне,
моде, практических навыков конструирования и моделирования, знаний, умений и навыков
по технологии изготовления швейных изделий, подготовка тематических коллекций и
демонстрация выполненных работ.
5 уровень - для детей 15-16 лет и старше: углубление и закрепление знаний о костюме,
дизайне, моде, практических навыков конструирования и моделирования, знаний, умений и
навыков по технологии изготовления швейных изделий, подготовка тематических коллекций
и демонстрация выполненных работ.
Реализация программы предполагает личностно – ориентированный подход к
обучающимся: учет их возможностей, интересов, разного уровня подготовки. Дети,
владеющие первоначальными знаниями и умениями по изготовлению различных швейных
изделий, выполняет более сложные практические работы с начала учебного года. Дети,
впервые знакомящиеся с технологией шитья, выполняют практические работы менее
сложного уровня после овладения основными приемами обработки.
Перечень основных знаний и практических умений, которыми должны овладеть
обучающиеся, поможет педагогу правильно расставить акценты обучения.
Место реализации программы: МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ
Условия реализации программы: педагог должен средне-специальное или высшее
педагогическое образование и владеть основами швейного дела.
Материально-техническое обеспечение:
-электрические швейные машинки
- столы
- стулья

- макеты демонстрационные
- доска
Ожидаемые результаты и способы их оценки
Ожидаемые результаты: по завершению обучения у обучающихся будут
сформированы следующие знания:
- основные сведения о моде и дизайне, историю костюма, основы композиции;
- ассортимент и основные свойства тканей и прокладочных материалов;
- основные сведения об инструментах и оборудовании, применяемых для шитья и рукоделия;
- возможности использования отделки и аксессуаров для создания костюма;
- требования к оборудованию рабочего места;
- безопасные приемы работы на универсальной швейной машине, с инструментами и
оборудованием для ВТО.
Ожидаемые результаты: по завершению обучения у обучающихся будут сформированы
следующие умения:
- правильно организовывать свое рабочее место с учетом требований безопасных приемов
работы;
- определять направление долевой нити, лицевую и изнаночную стороны, дефекты ткани;
- выполнять экономную раскладку выкроек и раскрой;
- соблюдать технологическую последовательность обработки швейных изделий;
- правильно подбирать материалы для выполнения практических работ с учетом
эстетических, экологических и экономических требований;
- выполнять творческие работы с учетом технологических и эстетических требований.
Программа завершается выставками работ обучающихся, проведением тематических
показов, в которых должен быть отражен индивидуальный профессиональный путь
обучающегося как итог освоения учебного материала программы. В результате работы у
обучающихся возрастает познавательная активность, вырабатывается интерес к декоративноприкладному искусству, к истории костюма, технологии его изготовления, различным видам
рукоделия, развивается речь, повышается информационная культура, тренируется
способность к рефлексии и анализу.
Образовательные результаты изучения данной программы могут быть выявлены в
рамках следующих форм контроля:
• текущий контроль (беседы с обучающимися по изучаемым темам, проблемам и др.);
• тематический контроль;
• обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации личных достижений, полученных
в результате образовательной деятельности – своего проекта (самостоятельно
изготовленной творческой работы: костюма, комплекта, декоративного изделия).
Форма оценки результатов: зачет-незачет. Обучающийся получает зачет при
следующих условиях:
1) посещение всех занятий и активное участия в них, умение адекватно применить
понятия (определения) в дискуссии, умение творчески променять полученные знания и
умения в самостоятельной работе;
2) участие в выставках и конкурсах.
Одним из критериев оценки освоения программы можно считать повышение
сложности работ, выполняемых обучающимися в течение всего срока обучения, а также
улучшение их качества.
Овладение навыками общения проявляется во время регулярных совместных
выступлений детей на тематических показах, конкурса, фестивалях. При этом формируется
чувство ответственности за свою работу.
Нравственное развитие детей осуществляется в процессе обсуждения работ, выставок,
выступлений, разборе ошибок во время просмотра видеоматериалов, фоторепортажей
выступлений.
Контроль выполнения программы осуществляется по следующим параметрам
качества:
- степень самостоятельности обучающихся при выполнении задания;

- характер деятельности (репродуктивная, творческая);
- качество выполняемых работ и итогового изделия.
С целью подведения итогов реализации программы необходимо проведение выставок
работ обучающихся по окончании изучения основных разделов, участие детей в конкурсных
и отчетных показах, проведение фестивалей с обязательным последующим просмотром
видеоматериалов и фоторепортажей для контроля, как самостоятельного, так и взаимного,
выполненной работы.
Учебно-тематический план творческого объединения «Мастерская моды»
Срок реализации 1 год.
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
4.
5.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
7.
7.1.
7.2.
7.3.
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
8.6.
8.7.
8.8.
8.9.
8.10.
8.11.
8.12.
8.13.
8.14.

Наименование разделов и тем

Введение.
История костюма.
Общие сведения об одежде и моде.
Беседа «Человек в мире моды и дизайна».
Стиль. Силуэт.
Беседа «О единстве красивого и
функционального».
Рисунок и спецкомпозиция.
Машиноведение.
Материаловедение.
Стилизованные цветы.
Розы из лоскута и атласной ленты.
Георгины из капроновой ленты. Хризантемы из
кожи.
Цветы из ниток. Фантазийные цветы.
Применение стилизованных цветов для отделки
швейных изделий.
Аппликация.
Накладная и прорезная аппликация.
Рельефная аппликация.
Использование аппликации для отделки швейных
изделий.
Изготовление швейных изделий.
Разработка идеи костюма.
Конструирование.
Моделирование.
Подготовка к примерке.
Проведение примерки.
Обработка вытачек, рельефов.
Обработка карманов.
Обработка боковых и плечевых швов, шва по
линии талии.
Обработка застежки.
Обработка воротника.
Обработка рукавов.
Обработка низа.
Обработка отделочных деталей.
Обработка дополнительных элементов.

Кол-во часов
Всего

Теор.

Практ.

2
6
1
1
3
1

2
6
1
1
3
1

-

6
6
6
12
3
3

1
3
6
3
1
1

5
3
9
2
2

3
3

1

2
3

10
2
3
5

2
1
1
-

8
1
2
5

68
2
2
6
2
2
6
6
6

-

68
2
2
6
2
2
6
6
6

6
6
6
6
6
6

-

6
6
6
6
6
6

9.
9.1
9.2
9.3
10.
11.

Подготовка и проведение показов.
Постановка показов.
Репетиции показов.
Демонстрация результатов.
Просмотр видеоматериалов.
Оформление выставок, фоторепортажей.
Проведение экскурсий.

22
6
10
6
2
4

-

22
6
10
6
2
4

Всего:

144

23

121

Содержание программы
1. Введение.
Цели и задачи курса. Общие сведения о моде, дизайне. Творчество как взгляд на жизнь.
Человек в мире дизайна. Общие сведения о материалах, инструментах и оборудовании,
применяемых для шитья и рукоделия. Знакомство с образцами изделий, выполненных
детьми за предыдущие годы.
2. История костюма.
Мода и костюм как отражение эпохи. Стиль и силуэт. Путь развития одежды, ее функции.
Мода как общественное проявление, основные понятия. Ассортимент и целевое назначение
современной одежды.
3. Рисунок и спецкомпозиция.
Основы композиции. Техника выполнения эскиза. Основы цветовой грамоты.
4. Машиноведение.
Техника безопасности на рабочем месте. Санитарно-гигиенические требования и правила
безопасности труда при работе на универсальной швейной машине. Приемы безопасной
работы иглой, ножницами и утюгом.
Правильная организация рабочего места. История создания швейной машины. Строение
швейной иглы, правила подбора игл и ниток. Заправка верхней и нижней ниток. Регулировки
швейной машины. Правила работы на швейной машине.
5. Материаловедение.
Основные виды и свойства волокон. Классификация тканей по составу волокон, назначению,
переплетению.
6. Стилизованные цветы.
Основные понятия. Необходимые материалы и инструменты. Виды стилизованных цветов и
приемы их изготовления. Применение стилизованных цветов для отделки швейных изделий.
7. Аппликация.
Виды аппликации. Материалы, используемые для выполнения аппликации. Приемы
выполнения различных видов аппликации. Использование аппликации для отделки швейных
изделий.
8. Изготовление швейных изделий.
Выбор модели, подбор ткани, определение расхода материалов, раскрой. Изготовление
швейных изделий небольшой сложности. Разработка изготовления костюмов для
тематических показов. Нетрадиционное использование швейных материалов. Декор и
дизайн. Аксессуары.
9. Подготовка и проведение тематических показов.
Создание композиции – единство образного и звукового ряда. Сценический проход.
Постановка. Репетиции показа. Проведение показа композиции.
10. Просмотр видеоматериалов.
Показ съемки выступлений детей на конкурсах и концертах. Просмотр и обсуждение
предыдущих тематических коллекций. Просмотр показов моделей, выполненных
профессиональными дизайнерами и студентами, обучающимися в высших и средних
специальных учебных заведениях.
11. Оформление выставок, фоторепортажей, проведение экскурсии.
Подготовка и оформление выставок работ. Оформление стендов фоторепортажей. Сбор и
систематизация материалов для альбомов рукоделия. Проведение экскурсии.

Список литературы
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011г. №2227-р;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015г., №996-р.;
4. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования»,
одобренная Президентом РФ 27 мая 2015г.;
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный
Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным
проектам (протокол от 30 ноября 2016г. №11);
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017г. № 48226);
7. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утв. Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018г. № 298н,
зарегистрирован в Минюсте РФ 28 августа 2018г., рег. №52016);
8. Приказ № 1309 от 09.11.2015г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности
для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им
при этом необходимой помощи»;
9. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательныз организаций дополнительного
образования детей»;
10. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
11. Конвенция о правах ребенка;
12. Конституция Российской Федерации;
13. Трудовой кодекс РФ №197 –ФЗ от 30 декабря 2001 года введен в действие с 01.02.2002 г.;
15. Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Введены в действия приказом
министерства РФ по делам Гражданской обороны. Чрезвычайных ситуаций и ликвидации
стихийных бедствий от 18 июня 2013 года №313;
16. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р;.
17. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России»;
18. «Примерная программа воспитания и социализация обучающихся»;
19. Конституция Республики Башкортостан;
20. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013г. № 696-з «Об образовании в Республики
Башкортостан».
Литература для педагога
1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2000.
2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. / Под ред. Т.Я.
Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2009.
3. Голубева Т.С. Государственная символика России. Начальная школа. 2001 г., №7.
4. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования //
Педагогика,1999, № 8.
5. Гукасова А.М., Мишарева Е.И., Ромашина В.И. Методика трудового обучения. – М., 1990.

6. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М.: ВЛАДОС, 2004.
7. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.
/Под ред. О.Е. Лебедева. – М., 2000.
8. Дополнительное образование и воспитание. Научно – методический журнал. – М.:
Издательский дом ООО «Витязь – М».
9. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.:
ВЛАДОС, 2002.
10.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов педвузов. – М., 1993.
11.
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного
образования. – М., 2002.
12.
Проблемы эстетического воспитания подростков. /Под ред. Л.В.Богомоловой. – М.,
1994.
13.
Симонов В.М. Педагогика: Краткий курс лекций. – Волгоград, Учитель, № 2, 1997.
14.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1990.
15.
Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал. – М.
16.
Органы государственной власти и государственная символика Республики
Башкортостан.–Уфа: Китап, 2002.
17.
Учитель Башкортостана. Научно-педагогический и методический журнал. – Уфа.
18.
Хрестоматия по детской психологии. /Сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996.
19.
Школа и производство. Научно-теоретический, методический и организационнопедагогический журнал. – М.: Издательский дом «Школа-Пресс1».
20.
Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав
человека // Педагогика, 1997, № 2.
Литература для обучающихся
1. Андреева А.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – М.: Паритет,
2011.
2. Брагина М.А. Джинсовый декор. - М.: Феникс, 2015.
3. Брагина М.А. Модные игрушки своими руками. - М.: Феникс, 2015.
4. Бурда. Журнал. Германия.
5. Бутик. Журнал. Италия.
6. Войнатовская Е.С. Куклы-хранители женского счастья. Мастер-классы от Nkale. – Спб.:
Питер, 2015.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умных руках. – М., 1993.
7. Гончарова Т. Рукоделие. – М.: Вече, 2000.
8. Горожанина С.В. Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Культура и
традиции, 2003.
9. Евстратова Л. Цветы из ткани, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин. – М.: Культура и
традиции, 1997.
10. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И.А. Модное платье. Конструирование, технология
пошива, отделка. - Санкт-Петербург.: Лениздат, 1992.
11. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях.- Минск: Полымя, 1994.
12. Жак Лин. Техника шитья. – М.: Рипол-Классик, 2015.
13. Журнал мод. Москва.
14. Зимина Н.И., Хайми И.И. и другие. Одежда новая и обновленная.- Петрозаводск:
Карелия, 1993.
15. Калинич М.М., Павловская Л.М., Савиных В.П. Рукоделие для детей. - Минск: Полымя,
1998.
16. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIXвв. – М,: Слово / Slovo, 2002.
17. Клейменова А.П. Полная энциклопедия рукоделия. – М. Клуб семейного досуга, 2015.
18. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. Москва.
19. Ксюша для любителей рукоделия. Журнал. Минск.
20. Модели сезона. Журнал. Москва.
21. Моргуновская Ю.О.Славянские обережные куклы. Пошаговые мастер-классы для
начинающих. – М. ЭКСМО, 2015.

22. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и
педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
23. Основы промышленной технологии поузловой обработки легкой и женской и детской
одежды.- М.: Легкая индустрия, 1995.
24. Ошин Ю.Э. Руководство кройки и шитья. – М.: Эксмо, 2015.
25. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.
26. Петухова В. И., Ширшикова Е. Н. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2005.
27. Сборник «Ателье-2014». Под ред. Костенко С.А. – М.: Эдипресс-Конлига, 2015 г.
28. Степанова Г.В. Лоскутное шитье или пэчворк для ленивых и занятых. – М.: АСТ, 2015.
29. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки. – М., 1992.
30. Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. М.: Просвещение,
1990.
31. Чернякова Н.С. Уроки детского творчества. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
32. Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир.
Этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006г.
33. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век.- Уфа, Китап, 2006г.
Интернет-ресурсы
1. http://dop-obrazovanie.com/
2. http://dopedu.ru/
3. http://tehnology-ydod.narod.ru/
4. http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12763
5. www.osinka.ru
6. www.burdastyle.ru
7. http://www.booksite.ru
8. http://www.season.ru
9. http://www.kroyka.ru
10.
http://odensa-sama.ru
11.
http://vse-sama.ru
12.
http://www.narodko.ru
13.
http://korfiati.ru
14.
http://www.babylessons.ru
15.
http://www.numama.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-78-44, +7(34740)2-79-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».