Дорогами Отечества 2ч

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр Детского Творчества МР Гафурийский район Республики Башкортостан

Принята на
педагогическом совете
Протокол № 1 от 27.08.2021г.

Утверждаю:
И.о.директора МБУ ДО ЦДТ
МР Гафурийский Район РБ
__________________________
И.А.Васильева
Приказ № ____от__________2021г.

Дополнительная общеобразовательная программа
социально – педагогической направленности

«Дорогами Отечества»
Возраст детей: 9-10 лет
Срок реализации: 1 года

Составитель: Шаульская Ирина Петровна,
педагог дополнительного образования

с. Красноусольский, 2021г.
1

Пояснительная записка
Наша страна является одной из немногих, где человеческий потенциал и человеческие
ресурсы так велики, но в то же время так мало используются. Огромное количество активной
молодежи пытается найти себя, но чаще всего им не хватает знаний и умений. Еще одно
следствие незнания своих способностей, возможностей и прав - это неумение верно
определить свои профессиональные предпочтения. Все это происходит в нелегкое время
перемен, когда мы все чувствуем нехватку грамотных специалистов в различных областях,
управленцев и организаторов среди руководящего состава различного ранга. Таких людей
необходимо воспитывать уже сейчас, начиная с подросткового и юношеского возраста.
За последнее десятилетие произошли позитивные изменения и образовались новые
структуры по работе с молодежью. Развитие таких отраслей науки, как психология, социология
и социальная работа обеспечивает содержательную деятельность создаваемых центров
социально-психологической и медико-педагогической помощи семье, детям и молодежи. И
это серьезно помогает решать возникающие проблемы в детской и молодежной среде или
своевременно их предотвращать, что еще более ценно.
В мировой образовательной практике представлена преимущественно следующая
структура (набор) ключевых компетенций:
- компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении
способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников
информации, в том числе внешкольных;
- компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина,
избирателя, члена социальной группы, коллектива);
- компетенции в сфере трудовой деятельности (в том числе умение анализировать и
использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои
профессиональные возможности, навыки самоорганизации и т.д.);
- компетенции в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и
укрепления здоровья и т.д.);
- компетенции в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов
использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Обоснованием своевременности программы является потребность государства и
общества в наращивании компетентности человеческого ресурса, необходимость в
формировании у детей и молодежи гражданского мировоззрения, устойчивой созидательной
позиции, самостоятельности, предприимчивости и инициативы в построении культурного,
здорового и богатого сообщества жителей Республики Башкортостан и России.
Социально образованные и технологически грамотные кадровые команды взрослых и
детского актива общественного движения способны взять на себя реальные функции в
решении вопросов местного значения, став настоящим партнером органов местного
самоуправления.
Реализация программы позволит решить проблему подготовки кадров и создания
условий по поддержке и развитию общественной самоорганизации детей и молодежи через
социальное партнерство государственных и общественных организаций.
Главной особенностью реализации данной программы является ее включенность в
систему развития общественной самоорганизации детей и молодежи на территории
Республики Башкортостан, в систему развития Республиканского молодежного движения.
Каждая республиканская общественная организация, имеет районные (городские)
подразделения, местные отделения (например, на базе образовательного учреждения) и
первичные объединения (например, на базе класса или группы образовательного
учреждения).
В творческое объединение осуществляется набор детей и молодежи 9-10 лет как из
числа лидеров действующих общественных объединений.
Подготовка лидеров осуществляется в двух сферах: практическая (сборы первичных
объединений, местных отделений, районных подразделений или республиканские; проектная
2

деятельность, организуемая между сборами) и учебная (аудиторные лекционные и
тренинговые занятия). В результате подготовки лидеры осваивают как социальные
технологии (формирования организационной культуры сообщества, создания и развития
эффективных общественных организаций, коллективного нормотворчества, социального
проектирования), так и технологии индивидуальной самоорганизации (четкость целей и
ценностных ориентаций, осознание приоритетов, оптимизм, вера в успех своего дела,
ориентация на здоровый образ жизни, ответственность, самостоятельность в условиях
нравственного выбора и др.). Разработанная система подготовки лидеров общественной
самоорганизации предполагает следующие статусные ступени в общественной организации
(по Н. Филипповой):
Школа общественных организаторов – лидеров:
- «организатор эффективных отношений»,
- «организатор мероприятий»,
- «организатор продуктивной работы группы».
Институт общественной самоорганизации молодежи:
- «специалист по тренинговым программам»,
- «специалист по профильным технологиям»,
- «специалист по социальному проектированию».
Академия молодежной политики:
- «руководитель проекта»,
- «руководитель организации».
Организатор эффективных отношений обеспечивает позитивное взаимодействие в
первичном объединении, формирует атмосферу психологического комфорта и взаимного
принятия участников друг другом через игровые трениинговые программы
коммуникативного типа.
Организатор мероприятий разрабатывает содержание и форму типового
мероприятия, составляет план подготовки, проводит мероприятие, представляет и
анализирует результаты его проведения.
Организатор продуктивной работы группы организационно обеспечивает площадку
предстоящей деловой коммуникации, задает и поддерживает формат выработки общего
целостного представления, создания и презентации информационного продукта.
Специалист по тренинговым программам использует интерактивное обучение,
обеспечивая переход участника тренинга к более эффективным способам деятельности и
поведения.
Специалист по профильным технологиям владеет технологиями повышения
эффективности программ деятельности и поведения человека и группы (в сферах
конструктивного общения, укрепления здоровья, эффективной деятельности, творчества);
обучает технологиям разработки и реализации программ управления личностными и
организационными изменениями.
Специалист по социальному проектированию организует разработку и реализацию
учебных и практических проектов, создающих и поддерживающих в сообществе культуру
социального проектирования, формирующую у участников общественной организации
проектный способ решения актуальных индивидуальных, групповых и социальных задач.
Руководитель проекта осуществляет управление на основе рассмотрения проекта как
уникальной комбинации процессов; делегирует функции, полномочия, права и
ответственность за достижение результатов проекта; формирует и распределяет бюджет
проекта; применяет специальную проектную организационной структуры и проектной
мотивации его участников; разрабатывает и применяет специальные стандарты реализации
составляющих проект процессов.
Руководитель организации привлекает организаторов и специалистов, организует их
обучение и взаимодействие, мотивирует на совместную эффективную деятельность,
организует процессы самооценки и взаимооценки качества решения поставленных задач и
принимает необходимые меры по развитию организации и ее участников.
3

Переход из одной роли в другую определяется уровнем освоения способов
проектирования собственной деятельности в рамках роли, реализации проекта и анализа
полученных результатов. Система подготовки лидеров предусматривает строгую
последовательность прохождения ступеней, каждая последующая ступень основывается на
владении способами решения задач предыдущего уровня. В процессе проектирования
молодежным лидером своих способов деятельности происходит сопряжение образцов
существующих в организационной культуре (образцов созданных предыдущим поколением
лидеров данной организации) и собственного авторского видения.
Идеальная модель личности 21 века – это личность многомерная, вбирающая в себя и
реализующая
достоинства
творчески
саморазвивающейся,
самодостаточной
и
конкурентоспособной личности
Формирование качеств идеальной модели личности наиболее успешно осуществляется
через коллектив, через формирование соответствующих качественных отношений и
соответствие этих отношений нравственным критериям. Последнее обстоятельство
выражается в таких характеристиках как:
- ответственность (все участники свои слова подтверждают делом, требовательны к
себе и друг другу, объективно оценивают успехи и неудачи своей организации, проявляют
последовательность и целеустремленность, сознательно подчиняются дисциплине,
обязательной для всех участников коллектива, соблюдают коллективные договоренности,
по-хозяйски относятся к общественному добру, активно участвуют в общественной жизни;
проявляется общая установка членов коллектива на достижение целей его деятельности,
соответствующих общественным интересам),
- коллективизм (постоянная забота участников группы об успехах сообщества,
стремление хорошо выполнять свои обязанности в группе, противостоять тому, что
разобщает, разрушает коллектив, нарушает его единство, развитие добрых традиций в
группе, вера каждого в свой коллектив и его возможности, неравнодушие в ситуации, если
задеты интересы общности; при этом личные интересы соотносятся с интересами всего
коллектива, все важные вопросы общественной жизни решаются сообща и при общем
согласии);
- сплоченность (единство мнений при решении разнообразных вопросов и единство
действий в совместной деятельности; «ценностно-ориентационное единство» - высокая
степень согласованности позиций, установок, мнений, оценок и действий коллектива
относительно вопросов, непосредственно связанных с его целями и задачами);
- контактность (эмоционально благоприятные и дружеские доверительные
взаимоотношения членов коллектива, внимательное, доброжелательное, уважительное и
тактичное отношение друг к другу, поддержка в трудные минуты жизни; участники группы
радуются успехам друг друга, огорчаются при неудачах, делают то и другое вполне открыто
и искренне);
- открытость (способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на
коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их
представителями, а также с новичками в своем коллективе; оказание разносторонней
помощи и учет интересов других коллективов и их представителей, справедливое и
тактичное отношение к членам своего и других коллективов, объективное оценивание
деятельности и поступков членов своего и других коллективов, старых членов коллектива и
новичков);
- организованность (умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное
распределение обязанностей между ними, взаимозаменяемость, способность коллектива
самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать, оперативно
разрешать возникающие проблемы, конфликты, умение людей в любых ситуациях находить
общий язык, готовность членов взять на себя руководство коллективом, совместно, слаженно
действовать в сложных ситуациях, быстро находить наилучшее распределение
обязанностей).
- информированность (знание задач, стоящих перед группой, итогов работы,
положительных и отрицательных сторон в работе организации, норм и правил поведения,
4

знание содержания деятельности коллег по организации, черт характера, привычек и
склонностей друг друга).
Программа курса рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю).
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Закона
«Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
Она составлена в соответствии с общими учебно – воспитательными задачами и
призвана содействовать всестороннему изучению обучающимися социально –
демографических, экономических, правовых и политических особенностей родного края.
Цели программы:
 Формирование в детской и молодежной среде нового поколения лидеров, имеющих
организаторские способности, знания психологии, навыки общественной самоорганизации и
творческого решения жизненных задач, которые могут организовать любое индивидуально и
общественно-значимое дело, в том числе в решении вопросов местного значения в
партнерстве с органами местного самоуправления.
 Создание творческого объединения как модели дополнительного общественного
гражданского образования детей и молодежи по формированию компетенций:
коммуникативных, нравственных, здорового образа жизни, проектных, организационных,
управленческих, нормативно-правовых, хозяйственно-предпринимательских.
Задачи:
1. Выявление социально-активной части детей и молодежи, обладающих лидерским
потенциалом;
2. Организация образовательной деятельности, обучение детского актива технологиям
самоорганизации
(коммуникативной,
организационной,
управленческой,
нормативно-правовой и нравственной культуры) для повышения качества своей и
окружающей жизни;
3. Привлечение участников программы к разработке и реализации конкретных
общественно-значимых дел, молодежных акций, проектов и новых программ;
4. Формирование проектно-внедренческих команд общественных объединений детей
и молодежи для реализация учебных проектов в деятельности по решению
вопросов местного значения на территории своего места жительства;
Задачи, поставленные программой, вытекают из стратегии образовательной политики
РФ и РБ, включающей в себя усиление воспитательного потенциала образовательных
учреждений; превращение системы образования в инструмент строительства гражданского
общества; целевую поддержку в формировании и развитии детского и молодежного
движения – школы получения практического социального опыта нового поколения.
Особенностями реализации программы являются:
 в течение обучения - подготовка участников к пониманию необходимости
воспитания в себе лидерских качеств, познанию своего потенциала; освоение
умений и навыков организаторской и управленческой деятельности различного
уровня;
 программа построена с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
Характеристика контингента обучающихся:
Программа рассчитана на детей и подростков, проявляющих лидерские,
организаторские способности и потенциально готовых стать организаторами программ
различных детских объединений. Ориентирована на ребят среднего школьного возраста.
Место реализации: на базе МОБУ КБГИ.
5

Ожидаемые результаты:
К концу каждого этапа программы обучающийся должен быть способен оценить
изменение своих качественных характеристик, осознать собственные возможности и
интересы в различных видах деятельности:
 способность к поиску эффективных средств организации коллективной
деятельности;
 способность организовывать дела на уровне:
а) группы единомышленников;
б) коллектива объединения;
 способность к управлению собственным поведением с учетом норм
ученического коллектива, интересов и потребностей окружающих;
 способность к оценке собственных действий, своей деятельности и достигнутых
результатов;
 изменения в уровне культуры общения с учащимися старших и младших
классов;
 изменения уровня самостоятельности при использовании организаторских
приемов;
 изменения уровня организаторских навыков, умений, изменение активности;
 приобретение прикладных навыков и умений.
Основные формы и методы работы:
1.
2.
3.
4.

Усвоение и осознание базовых понятий.
Ролевые и деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации.
Решение и составление коммуникативных, психологических и этических задач.
Рефлексия.

Методы и формы обучения
Методы по источнику знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)
2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)
3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные)
Форма подведения итогов:
Контроль уровня знаний и практических навыков проводится в виде общественной
практики.
Система подведения итогов позволяет обеспечить дифференцированный подход к
реализации программы для ребят с разными творческими возможностями.
Условия реализации программы: педагог должен иметь средне-специальное или высшее
педагогическое образование
Учебно-тематический
(2 часа в неделю)
№
1
2.
2.1
2.2.

Наименование темы
Вводное занятие. Правило по ТБ
Коммуникативная компетентность.
Публичное выступление. Великие ораторы.
Тренинг «Великий оратор». Техника аргументации.

Всего
2
8
2
2

Теория

Практика

2
4
1
1

4
1
1
6

2.3.
2.4.
3.
3.1.

3.2.

4.
4.1
4.2
5.
5.1
5.2.
5.3.

5.4.

6.
6.1
6.2.

6.3.
6.4.
7.
7.1

7.2.

7.3.

7.4.

Риторические методы аргументации
Дискуссия «Влияние отдельной личности на ход
истории». Тренинг «Самопрезентация»
Имиджелогия
Нравственная компетентность.
Толерантность.
Содержание понятия «Нравственное поведение».
Законы и заповеди нравственности. Игра «Пять
добрых дел»
Ступеньки нравственного роста. Уважения, дружба,
любовь.
Поисковая
дискуссионная
игра
«Путешествие к храму»
Компетентность здорового образа жизни.
Образ жизни и здоровье. Факторы, определяющие
здоровье.
Физическое здоровье. Жизнеобеспечение организма.
Многообразие систем оздоровления.
Проектная компетентность
Социальное проектирование. Технология «Древо
проблем»
Понятие социального проекта. Технология «Древо
целей». Методика социального проектирования.
Проект. Управление проектом. Проведение
исследования и подготовка реферата по проблемам в
детской и молодежной среде территории своего
места жительства
Создание и реализация проекта проведения акции.
Разработка проекта привлечения участников
реализации акции. Разработать форму отчета о
результатах проведенной акции.
Компетентность самоорганизации.
Развитие организаторских способностей.
Упражнения: «Превращение проблемы в цели»,
Портфель заказов. Деловые игры на решение
проблемных ситуаций. Деловая игра «Моя команда в
эпоху перемен»
Коллективное творческое дело.
Проведение в подростковой среде «Спортинейджер»
Творческая компетентность
Раскрытие творческого потенциала. Упражнения
«Нестандартные решения стандартных ситуаций».
Творческий тренинг «Рисуем ладошками»
Составление коллажей и фотоколлажей. Работа с
глиной. Песочная терапия. Творческий тренинг
«Сказка наоборот». Компьютерная графика.
Традиции и праздники как инструмент развития
первичного объединения. Разработка и проведение
«Праздника великих смыслов» Разработка традиций
объединения, общественной организации («День
рождения объединения» и др.)
Проведение и описание результатов традиционных
дел для объединения. Тренинг «Мой творческий
потенциал». Создание банка творческих работ.

2

1

1

2
4

1
2

1
2

2

1

1

2

1

1

4
2

2
1

2
1

2

1

1

8
2

4
1

4
1

2

1

1

2

1

1

1

1

8
2
2

4
1
1

4
1
1

2
2
8
2

1
1
4
1

1
1
4
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

7

8.
8.1

8.2.
8.3.

8.4.

8.5.
8.6.

9.
9.1

9.2.

10

11

12
12.1
12.2
12.3
13.
14.

Управленческая компетентность.
Теория и практика лидерства. Диагностика
коммуникативных и организаторских способностей.
Дискуссионный клуб «Кто такой лидер и как им
стать»
Тренинг «Я - лидер». Тест «Какой вы
руководитель?»
Управление собой. Тест «Кто я?». Тестирование на
выявление потребности в достижении успеха
«Уровень притязаний на успех». Тренинг «Образ
будущего». Игра «Проживание в картине будущего»
Секреты успеха. Лестница достижений.
Аналитический тренинг «Успех». Упражнение
«Прорисовывание будущего». Тренинг «Защита
собственной мечты»
Формирование команды. Командное взаимодействие.
Игра «Команда –это..». Тренинг «Уроки мастерства»
Разрешение конфликтов в команде. Тренинг
«Разрешение конфликтов в команде». Деловая игра
«Моя команда».
Правовая компетентность
Местное самоуправление.
Гражданская
позиция
и
гражданская
самоорганизация. Тренинги и обучающие ролевые
игры. Самостоятельная работа по освещению работы
органов местного самоуправления.
Понятие о муниципальном хозяйствовании и
управлении. Составление договора о партнёрстве,
создание общественного совета при директоре ОУ
или при Главе МСУ
Практикум инструктора
детского, молодежного общественного движения.
Коммуникативные сборы. Разработка процедуры
регистрации, оформление фойе помещения для
проведения
сборов,
составление
анкет,
формирование папок
участников, разработка
сценариев и подготовка реквизита мероприятий.
Подготовка и проведение просветительских
мероприятий, сборов, акций.
Составление
авторских
программ
развития
объединений
Подготовка и проведение акций
Акция «Росток в будущее»
Акция «Даже не пробуй»
Акция «Даже не пробуй» (подведение итогов)
Итоговая творческая рефлексия «Наши успехи»
Итоговое
занятие.
КТД
«Посвящение
в
инструкторы Школы общественных организаторов».
Общее количество часов

12
2

6
1

6
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4
2

2
1

2
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

6

3

3

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2
2

1

2
1

72

36

36
8

Содержание программы
1. Вводное занятие.
Теоретические сведения.
Введение в содержание и специфику программы. Правила внутреннего распорядка на
занятиях и во время практики. Инструктаж по технике безопасности.
Социальная самоидентификация. Определение координат своего «Я» в обществе,
осознание социальных ролей и позиций. Формирование представления о своем будущем.
Мои жизненные цели. Круг моего общения. Круг интересов. Управление изменениями в
собственной жизни. Ответственность за собственную жизнь. Для чего люди объединяются?
Практическая часть.
Тренинг развития жизненных целей. Соотнесение личностных качеств и качества личной
жизни (а также карьеры и судьбы). Идеальный личностный набор качеств, соотнесение
мнений. Тренинговые упражнения: «20 Я» (предлагается 20 раз ответить на вопросы «кто я,
какой я»), «Мы с тобой похожи…, мы с тобой непохожи…» (в парах), «Волшебная рука» (На
пальчиках обведенной на листе руки пишем свои хорошие качества, а на ладошке – то, что
ты хочешь изменить), «Хорошо или плохо» (первый участник свое высказывание начинает
со слов «хорошо быть лидером, потому что …», а следующий участник начинает со слов
«плохо быть лидером, потому что…» и так далее попеременно). Анкета о жизненной
позиции.
2. Коммуникативная компетентность.
2.1. Виды и средства общения.
Теоретические сведения.
Функции, средства, структура процесса общения. Вербальные и невербальные средства
общения. Обратная связь при общении. Открытость, искренность общения. Виды и техники
слушания. Качества, необходимые для межличностного общения. Оценка коммуникативных
качеств. Источники неуверенности в межличностных отношениях. Что такое неуверенное поведение в
межличностных отношениях? Уверенность в межличностных отношениях. Поведенческий тренинг: теория
и практика. Тренинг уверенности в себе и самоутверждения. Принципы тренировки новых навыков.
Конкретизация навыков.
Практическая часть.
Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Цель тренинга в том, чтобы научить ребят
уверенному самоутверждению и отстаиванию своих прав в официальных и межличностных отношениях;
научить их отличать уверенное поведение от пассивно-неуверенного и сформировать автоматические
навыки уверенности.
Тренинг социальной компетентности. Цель тренинга - в формировании способности к компромиссу
между двумя крайними, экстремальными стратегиями (самореализации – с одной стороны, и социальным
приспособлением – с другой) в реальных жизненных обстоятельствах, в которых две крайние тенденции
переплетаются в присущей только данной конкретной ситуации пропорции. Социальная компетентность
приобретается в два шага как результат полноценного усвоения базовых навыков (шаг первый –
формирование социальных навыков, в том числе тех, что лежат в основе уверенности в себе), осознания
сфер их применения и последствий, возникающих при использовании тех или иных навыков (второй шаг –
применение навыков в социальной среде).
2.2 Публичное выступление
Теоретическая часть.
Великие ораторы прошлого и настоящего. Система построения устного выступления.
Формы публичных выступлений. Умение убеждать. Факторы, которые влияют на изменение
взгляда на ситуацию. Личность того, кто убеждает. Характер речи. Личность и группа.
Аргументация и доказательство. Механизмы манипуляции людьми. Защитные механизмы
сопротивления манипуляциям.
Практическая часть.
Тренинг «Великий оратор». Техника аргументации. Риторические методы аргументации
(фундаментальный метод, метод противоречия, метод извлечения выводов, метод сравнения,
метод «да…но», метод кусков, метод потенцирования, метод «бумеранга», метод
9

игнорирования, метод выводов, метод видимой поддержки, метод опроса). Определение
стратегии дискуссионного поведения. Дискуссия «Влияние отдельной личности на ход
истории». Тренинг «Самопрезентация».
3. Нравственная компетентность.
Теоретическая часть.
Содержание понятия «нравственное здоровье». Освоение простых, эффективных
способов нравственного оздоровления самого себя. Законы и заповеди нравственности.
Ступеньки нравственного роста. Уважение, дружба, любовь; привязки, чувство
собственничества. Чувство собственного достоинства. Сущность понятия «толерантность».
Толерантное общение. «Друзей не ищут, их творят…». Осознание дружбы как жизненной
ценности. Управление выстраиванием дружеских отношений.
Практическая часть
Практические занятия на формирование культурного общения. Толерантное отношение
к определённым слоям общества. Игра «Пять добрых дел». Поисково-дискуссионная игра
«Путешествие к храму».
1. Компетентность здорового образа жизни.
4.1. Образ жизни и здоровье. Факторы, определяющие здоровье.
Теоретическая часть.
Основные аспекты в понятии здоровья. Великие люди о важности здорового образа жизни
(Гиппократ, Аристотель, Сенека и др.). Типы факторов влияния на здоровье человека. Образ
жизни. Образ жизни как фактор влияния на здоровье человека и его место среди остальных
факторов. Здоровый образ жизни - это то, что мы выбираем. Способы и методики формирования
потребности быть здоровым в режиме обучения и в повседневной жизнедеятельности.
Вред алкоголя и курения на организм. Почему люди употребляют наркотики.
Причины употребления наркотиков. Последствия употребления наркотиков. Профилактика
наркозависимости в образовательных учреждениях. Роль семьи в формировании
зависимости. Профилактика ВИЧ-инфекции в подростковой среде. Инфекции, передаваемые
половым путем.
Практическая часть.
Тренинги на создание атмосферы социального комфорта: упражнения на снятие
мышечного и психоэмоционального напряжения, предупреждение утомляемости,
согласование своего мнения с мнениями окружающих. Технологическая игра «Здоровье –
это…» на интеграцию представлений о понятии Здоровье. Составление и проведение
социологического опроса «Я за здоровый образ жизни». Анализ опроса. Проведение
конкурса на лучшую заметку в газету «Быть здоровым – это здорово».
4.2. Физическое здоровье. Жизнеобеспечение организма.
Многообразие систем оздоровления.
Теоретическая часть.
Физиология органов и систем. Их взаимодействие. Кожа. Дыхание. Пищеварение.
Выделительная система. Терморегуляция. Кровь как внутренняя среда организма.
Деятельность сердца. Лимфатическая система. Возрастные особенности эндокринной
системы. Составляющие ЗОЖ. Питание, дыхание, движения, позитивное мышление,
закаливание.
Методы и технологии оздоровления, их основные направления. Вода как
оздоравливающий фактор. Баня как закаливающий фактор. Биологически активные зоны.
Дистанционная проекция органов и систем на кисти рук, подошвенную поверхность стоп,
ушную раковину. Массажи, самомассажи. Культура питания. Принципы рационального
питания. Основные питательные вещества: углеводы, белки, жиры минералы, витамины,
вода. Правильное сочетание пищевых продуктов. Профилактика простудных заболеваний.
Практическая часть.
Тренинг «Сотвори себя сам». Минутки здоровья. Гимнастики. Технологии изменения
привычек как основа управления качеством образа жизни. Практические занятия: «Рецепты
правильного питания», «Дышите полной грудью»,
«Снимите мышечные зажимы»,
«Нетрадиционные методы лечения», «Лечебный и оздоровительный массаж». Тренинг «Без
10

наркотиков». Тренинг «Антистресс». Упражнения Уманской А.А. Элементы Су-джок.
Минутки здоровья. Составление меню рационального питания. Валеоигры с движениями,
элементами самомассажа (хлопки, поколачивание, поглаживание и др.) Техника выполнения
самомассажа ладоней, кистей рук, пальцев, лица, головы. Методика выполнения упражнений
для позвоночника по системе М.Норбекова: «Чистка перышек», «Сова», «Тыква»,
«Паровозик». Техника точечного массажа (растирание лба, массаж головы, растирание
пальцев), упражнения – игры на развитие процессов познания: «Споем вместе», «Слова»,
«Зрительная память», «Пропусти число».
5. Проектная компетентность.
5.1. Социальное проектирование.
Теоретическая часть.
Вызовы и угрозы времени, стратегии их преодоления. Понятие социального проекта.
Субъект и объект социального проектирования. Направленность социальных проектов. Цели
и задачи социального проектирования. Технология «Древо проблем», «Древо целей». Типы
проектов. Этапы проектирования. Методика социального проектирования. Изучение
стандарта оформления проекта. Проектирование своей личности, своей судьбы как форма
социально-проектного видения.
Практическая часть.
Разработка и реализация социальных проектов, социальных акций. Рождение
замысла проекта. Постановка проблемы социального проекта и идеи решения данной
проблемы. Коллективная работа по проектированию решения социальных проблем и
текстового описания социальных проектов. Изучение возможностей привлечения
необходимых ресурсов на решение проблемы. Методика мозгового штурма. Работа с
постановкой цели. Упражнение «Социальные монстры». Технологии проектирования.
«Стрелка». «3 портрета».
5.2. Проект. Управление проектом.
Теоретическая часть.
Введение в проектирование. Алгоритм проектирования. Технологии проектирования.
Проектная группа. Алгоритм непрерывного проектирования. Проектные совещания и
планерки проектной команды. Знакомство с алгоритмом проведения планерок.
Организационный план. Пространство поиска партнеров для реализации идей. Работа
проектной группы.
Практическая часть.
Проведение исследования и подготовка реферата по проблемам в детской и молодежной среде
территории своего места жительства. Создание и реализация проекта проведения акции. Разработка
проекта привлечения участников реализации акции. Разработать форму отчета о результатах проведенной
акции.
6. Компетентность самоорганизации.
6.1 Развитие организаторских способностей.
Теоретическая часть.
Формирование собственной управленческой позиции, направленной на развитие членов
команды и саморазвитие: постановка целей, составление планов достижения, выбор методов
и средств, анализ результатов деятельности. Взаимосвязь ценностей и позиции. Нормы
внутренние и внешние в управленческой деятельности. Проблема как «единица
деятельности». Структурирование проблем. Перевод проблем в задачи, целеполагание.
Практическая часть.
Упражнения: «Превращение проблемы в цели», «Портфель заказов». Деловые игры на
решение проблемных ситуаций. Мини-лекция: «Управление командами в период перемен» с
последующей дискуссией. Деловая игра «Моя команда в «эпоху перемен».
6.2. Коллективное творческое дело
Теоретическая часть.
Коллективные методы творческого решения проблем. Знакомство с разными стилями
решения проблем. Дело – фундамент жизни. Организация дела. Навыки проведения
коллективного творческого дела (КТД). Этапы КТД.
11

Практическая часть.
Подготовка и проведение коллективного творческого дела в объединении. Проведение в
подростковой среде «Спортинейджер» (спортивное состязание).
7. Творческая компетентность.
7.1. Раскрытие творческого потенциала
Теоретическая часть.
Понятия «творчество», «творческий потенциал», «импровизация», «творческое решение жизненных
задач». Актуальность арт-терапевтических методов в современной жизни. Общие понятия. История
возникновения и развития. Правила арт-терапии.
Практическая часть.
Упражнения «Нестандартные решения стандартных ситуаций» (например, как скучное мытье
посуды превратить в творческий процесс). Творческий тренинг «Рисуем ладошками». Составление
коллажей и фотоколлажей. Работа с глиной. Песочная терапия. Творческий тренинг «Сказка наоборот» (с
конца до начала). Компьютерная графика. Танцевальное творчество. Релаксация. Музыкальное творчество
и импровизация.
7.2. Традиции и праздники как инструмент развития
первичного объединения.
Теоретическая часть.
Праздник как инструмент развития группы. Глубинные смыслы традиций и праздников. Система
праздников как система формирования общественного сознания. Технологии конструирования праздников
глубинных смыслов. Творчество – как принцип жизни. Жизнь – предмет творчества, а человек –
инструмент этого творчества.
Практическая часть.
Разработка и проведение «Праздника великих смыслов». Разработка традиций первичного
объединения, общественной организации («День рождения объединения», «Посвящение в члены
организации» и др.). Проведение и описание результатов традиционных для объединения (организации)
мероприятий. Тренинг «Мой творческий потенциал». Создание банка творческих работ.
8.Управленческая компетентность.
8.1.Теория и практика лидерства.
Теоретическая часть.
Определение понятия лидерства. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Лидер
и менеджер. Лидер и инструктор детского движения. Подходы к изучению лидерства. Теория лидерских
качеств. Стили лидерства. Руководитель–лидер и неформальный лидер. Плюсы и минусы
различных стилей руководства.
Практическая часть.
Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Дискуссионный клуб «Кто
такой лидер и как им стать». Цель – выяснение имеющихся представлений участников о
лидерстве и поиск оптимальных качеств лидера. Тренинг «Я – лидер». Тренинг направлен на
раскрытие участниками своего лидерского потенциала, знакомство и выявление лидеров в группе.
Тестирование на определение стиля работы в роли руководителя. Тест: «Какой вы руководитель?».
Тренинг лидерских качеств. «Харизматический лидер». Каждый участник тренинга
выступает в роли лидера – оратора, т.е. пытается максимально расположить к себе аудиторию,
подчеркнув свою индивидуальность
8.2.Управление собой.
Теоретическая часть.
Проектирование своей личности, своей карьеры и судьбы. Путь к успеху. Секреты
успеха. Лестница достижений. Рубежи роста. Механизм успеха. Позитивное мышление.
Воображение и социальный (коммерческий) успех. Не теряйте из виду цель. Не путайте
волнение и страх. Чрезмерная старательность сродни тревоге. Ваши ошибки – это не вы.
Личностный, профессиональный и позиционный рост. Портфолио.
Практическая часть.
Тест «Кто я?». Тестирование на выявление потребности в достижении успеха «Уровень
притязаний на успех». Тренинг: „Образ будущего”. Игра «Проживание в картине будущего».
Аналитический тренинг “Успех”. Заполнение дневниковой странички «Успех». Упражнение
12

«Прорисовывание будущего». Тренинг „Защита собственной мечты”. Игра «Так-так», как
тренинг на пробные шаги. Тренинговое упражнение «Карта реальности».
8.4.Командное взаимодействие.
Теоретическая часть.
Команда. Формирование команды. Принципы построения команды: целеустремленность,
сплоченность, ответственность. Управление деятельностью команды для достижения успеха.
Формирование готовности слияния с командой ради выполнения общей задачи. Командное
принятие решений. Разрешение конфликтов в команде. Управление проектными и целевыми командами.
Команды самоуправления. Позиционно-функциональное самоопределение в команде.
Практическая часть.
Технологическая игра «Команда – это…». Тренинг «Уроки мастерства» (эффективное
общение, позитивный разговор, невербальные приемы уверенного общения). Мини-лекция «Не зная
броду…или факторы, которые необходимо учитывать при создании команд» с последующей дискуссией.
Упражнение «Мозговой штурм» - разработка решений проблемных ситуаций. Тренинг «Разрешение
конфликтов в команде». Деловая игра «Моя команда». Разработка и проведение акции в открытой
социальной среде. Проведение культурно-досугового мероприятия командой в первичном объединении.
9. Правовая компетентность.
9.1.Местное самоуправление
Теоретическая часть.
Местное самоуправление: функции и полномочия. Принципы формирования
оптимальной управленческой модели, соотнесение с органами школьного самоуправления.
Местное сообщество, муниципальное образование, муниципальное хозяйство. Учет
интересов населения при определении стратегических приоритетов развития
муниципального образования. Понятие о муниципальном хозяйствовании и управлении.
Европейская хартия о местном самоуправлении. Местное самоуправление и государственная
власть – соотношение понятий. Вопросы местного и государственного значения.
Практическая часть.
Тренинги и обучающие ролевые игры: Атрибуты местного самоуправления. Критерии
(признаки) местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Функции
местного самоуправления. Система местного самоуправления. Элементы системы местного
самоуправления. Сочетание форм прямой и представительной демократии. Самостоятельная
работа по освещению работы органов местного самоуправления. Заполнение проектной
таблицы «Проблемы местного сообщества». Знакомство с Законом о местном
самоуправлении, Законом о молодежной политике, Законом об общественных объединениях,
Законом об образовании. Составление договора о партнерстве, создание общественного
совета при директоре образовательного учреждения или при Главе МСУ, проектирование
положений о детской общественной приемной и Гражданской молодежной палате.
10. Практикум инструктора
детского, молодежного общественного движения.
Теоретическая часть.
Коммуникативные сборы. Организационная группа. Службы самоорганизации.
Инструкторский функционал. Творческий коллектив. Смысловой дизайн праздника.
Развитие деятельности первичного объединения, детской (молодежной) общественной
организации. Создание первичных объединений. Проект – пространство роста детского
объединения
Практическая часть.
Подготовка и проведение просветительских мероприятий, сборов, акций первичного
объединения. Подготовка к сборам: первичного объединения, актива детских и молодежных первичных
13

общественных объединений. Разработка процедуры регистрации, оформление фойе и помещений для
проведения сборов, составление анкет, формирование папок участников, разработка сценариев и
подготовка реквизита мероприятий сбора, составление авторских программ развития первичных
объединений, служб самоорганизации.
11. Подготовка и проведение просветительских мероприятий, сборов, акций
Теоретическая часть. Организация и подготовка просветительских мероприятий,
сборов, акций.
Практическая часть. Проведение просветительских мероприятий, сборов, акций.
12. Подготовка и проведение акций
Подготовка и проведение акции «Росток в будущее».
Подготовка и проведение акции «Даже не пробуй»
Подготовка и проведение акции «Даже не пробуй» (подведение итогов)
13. Итоговое занятие
Практическая часть.
Подведение итогов личных достижений. Итоговая творческая рефлексия «Наши
успехи» (учитывается количество воспитанников, достигших статусных ступеней,
количество и качественный уровень реализованных проектов, объем охваченных участников
социальных проектов и др.). КТД «Посвящение в инструкторы Школы общественных
организаторов». Вручение свидетельств, дипломов и т.п.

Условия реализации программы.
Методическое обеспечение:
 Наличие методических материалов для проведения занятий (информация, факты,
жизненные примеры, стихи, изречения мудрых).
 Наличие разработок ролевых игр, творческих заданий, ситуаций.
 Методики проведения тренинга.
 Методики тестов.
 Обучение по программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих
заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых обучающиеся будут анализировать
и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную
точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В процессе занятий дети
самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные
стороны, склонности и возможности.
Ресурсное обеспечение:

Телевизор и видеомагнитофон.

Слайд-проектор, видеопроектор, экран.

Музыкальный центр, аудио и видео записи, СD-DVD диски.

Фотоаппарат.

Диктофон.
Список литературы:
Нормативно - правовое обеспечение:
1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015г., №996-р.;
3. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования»,
одобренная Президентом РФ 27 мая 2015г.;
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный
Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным
проектам (протокол от 30 ноября 2016г. №11);
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
14

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017г. № 48226);
6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утв. Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018г. № 298н,
зарегистрирован в Минюсте РФ 28 августа 2018г., рег. №52016);
7. Приказ № 1309 от 09.11.2015г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности
для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им
при этом необходимой помощи»;
8. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательный организаций дополнительного
образования детей»;
9. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
10. Конвенция о правах ребенка;
11. Конституция Российской Федерации;
12. Трудовой кодекс РФ №197 –ФЗ от 30 декабря 2001 года введен в действие с 01.02.2002 г.;
13. Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Введены в действия приказом
министерства РФ по делам Гражданской обороны. Чрезвычайных ситуаций и ликвидации
стихийных бедствий от 18 июня 2013 года №313;
14. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России»;
15. «Примерная программа воспитания и социализация обучающихся»;
16. Конституция Республики Башкортостан;
17. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013г. № 696-з «Об образовании в Республики
Башкортостан».
Литература для педагога:
1. Ш.А. Амонашвилли. Личность – гуманная основа педагогического процесса. – М., 1990.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988. 400 с. . 3. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под
ред. Петрусинского В. М., 1994.
3.Александрова М.А., Баранова Е.И., Володина Е.В., Степанов Е.Н. Классному
руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера,
2005.-96с.
4. Филиппова Н.М. Оргсбор как школа самоорганизации: в помощь организатору детского
движения – Уфа, 2003 – 76с.
5. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. «Питер», 1994.
6. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1989.
7. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.,1989.
8. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. Минск, 1994.
9. Филиппова Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся
молодежи: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук –
Кострома – 2007.-231с.
10. Кей М. Об умении работать с людьми. М.,1997.
11. Концепция развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей,
подростков и молодежи «Молодежь – стратегический ресурс Республики Башкортостан» - Уфа.
12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений / Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В.В.
Виноградова. – 4-е изд., допол. – М., 1997. – 944 с
13. Филиппова Н.М. Материалы сбора Республиканского движения молодежи «Единство
разнообразия»: методическое пособие для педагогов, специалистов, руководителей
учреждений образования и молодежной политики.- Уфа: Издательство «Здравоохранение
Башкортостана», 2007.- 72с.
14. Наш проблемный подросток: учебное пособие / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб., 1999. –
144с.
15

15. Елягина Л.Н. Роль классного руководителя в системе социального гражданского
образования: Методические рекомендации для классных руководителей по вопросам
педагогической поддержки деятельности детского и молодежного общественного
объединения на базе образовательного учреждения.-Уфа: Издательство «Здравоохранение
Башкортостана», 2007.-60с.
16. Железная Т.С. Детская республика Звезд: Методическое пособие руководителям детских
оздоровительных центров, -Уфа: Деловая литература.-2007.-60с.
17. Иванов И. П. Энциклопедия коллективно-творческих дел. – Новосибирск, 2003. – 256 с
18. Куприянов Б. В. Очерки общественной педагогики: Авторские лагеря Костромской
области. – Кострома. 2001. – 65с.
19. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака.
– СПб, 2002. – 336 с.
20. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. Учеб.
Заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. М.,
2005. 288 с.
21. Большая Советская Энциклопедия / под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. – М., 1972.
22. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе
разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дисс. …
докт. пед. наук. – Тюмень, 2006. – 23 с.
23. Евграфова Е.С. образовательная программа «Культура здоровья», г.Уфа, 2006.
24. Браун Л. Имидж - путь к успеху. «Питер», 1996.
25. Зимбардо Ф. Застенчивость. «Питер», 1996.
26. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.М., 1994.
27. Люшер М. Сигналы личности. Воронеж, 1995.
28. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. Минск, 1994.
29. Шепель В.М. Имиджелогия : секреты личного обаяния. М., 1994.
30. Э.Кристофер, Л.Смит «Тренинг лидерства» С-Петербург, 2001.
31. М.Микалко «Тренинг интеллекта» С-Петербург, 2000.
32. Д.Ли «Практика группового тренинга» С-Петербург, 2000.
Литература для обучающихся:
1. Белинская Е.П. Как стать лидером. - М., 2000.
2. «Будем работать вместе» сборник программ детских общественных объединений.
Рук. авт.кол-ва А.В.Волохов М.НПЦ СПО-ФДО, 1996г.
3. Горохова Е.В. Хочу быть лидером. - Нижний Новгород, 2000.
4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.
5. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление или несколько
историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами:
Книга для старшеклассников. - М. Просвещение, 1991г.
6. Программа «Лидер»/А.П.Уманский, М.И.Рожков. М. - НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992.
7. «Хочу быть лидером!». Серия «Детское общественное движение и ученическое
самоуправление», Ниж.Новгород, 2000.
8. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. - М., 2000.
9. Лутошкин А.В. Как вести за собой. - М., 1987.
10. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Книга
для учащихся/М. Просвещение 1990г.
11. РожковМ.И.
Развитие самоуправления
в детских коллективах:
Учеб.метод.пособие. - М.Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 160
12. Сбитнева Н.И. Словарь-справочник вожатого-организатора детского общественного
объединения. - Пермь. ОЦТМ, 1999.
13. Селиванова Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве:
проблемы управления. М.: Педагогическое общество России. 2001.
14. Фетискин Н.П., Миронова Т.И. Социально-психологическая диагностика личности и
16

группы: Психологический практикум Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2001 - 103 с.
15. Фришман И.И., Байбородова Л.В. и др. Разноцветный мир детства. Детские
общественные организации. М.: Академия, 1999.
16. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. — М., 1997.
17. «Я и мы» программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и
объединений, педагогам и родителям/Рук, авт. кол-ва А.В.Волохов,М.И.РожковМ.НПЦ СПО-ФДО, 1996г.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-78-44, +7(34740)2-79-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».