ПОЛОЖЕНИЕ

Утверждаю:
ПРИНЯТО

И.о. директора МБУ ДО ЦДТ

На педагогическим советом
Протокол №1 от
30.08.2022г.

МР Гафурийский район РБ
_______________________
Р.Н. Кинзябаев
Приказ №197 от 30.08.2022г.
ПОЛОЖЕНИЕ

Приказ №198 от 30.08.2022г.

О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА «ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ»
В МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ

1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения работы по
Приказ № 80-од от «28» марта 2022 г.
наставничеству в образовательных организациях Республики Башкортостан, права и обязанности
наставника и закреплённого за ним педагогического работника.
1.2. Наставничество основано на принципах добровольности, доброжелательности,
открытости, сотрудничества, направлено на формирование чувства долга и ответственности,
позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию.
1.3. Цель наставничества – оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном
становлении.
1.4. Задачи наставничества:
развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного
процесса;
-

ориентировать
начинающего учителя
на
творческое
передового педагогического опыта в своей деятельности;

использование

прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его
закрепления в образовательной организации;
-

ускорить процесс профессионального становления учителя.
2.

Организационные основы наставничества

2.1. Наставничество в образовательной организации МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ
организуется на основании приказа руководителя образовательной организации.
2.2. Руководство деятельностью наставников непосредственно осуществляют руководители
методических объединений (далее методист ОО), в которых организуется наставничество.
2.3. Руководитель методического объединения
подготовленных учителей по следующим критериям:

выбирает

- высокий уровень профессиональной подготовки;
- развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;

наставника

из

наиболее

- опыт воспитательной и методической работы;
- стабильные результаты в работе;
- способность и готовность делиться профессиональным опытом;
- стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
2.4. Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за
которым он будет закреплен, по рекомендации методического совета, приказом руководителя
МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ с указанием срока наставничества (не менее одного
года). Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения
молодого специалиста на должность.
2.5. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников образовательной
организации:
- педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в образовательной
организации;
- специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет в данном
учреждении;
- педагогов, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения
определенными практическими навыками;
- педагогов, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном
классе.
2.6. Кандидатура молодого специалиста для закрепления за ним наставника рассматривается на
заседании методического объединения с указанием срока наставничества и будущей
специализации и утверждается приказом руководителя МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район
РБ.
2.7. Замена наставника производится приказом руководителя образовательной организации в
случаях: увольнения наставника, перевода на другую работу наставляемого или наставника,
психологической несовместимости наставника и наставляемого.
2.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым
педагогом целей и задач в период наставничества.
2.9. Результаты работы наставника могут учитываться при проведении аттестации наставника,
материальном стимулировании.
2.10. Наставники, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением
руководителя образовательной организации к следующим видам поощрений: объявление
благодарности, награждение почетной грамотой муниципального органа, награждение иными
ведомственными наградами, материальное поощрение.
3.

Обязанности наставника

3.1. Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных
определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

актов,

3.2. Изучать: деловые и нравственные качества молодого специалиста, отношение молодого
специалиста к проведению учебных занятий, коллективу образовательной организации,
учащимся и их родителям, его увлечения, наклонности.
3.3. Вводить в должность «Педагог».
3.4. Проводить необходимое обучение, консультировать, контролировать и оценивать
самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий, внеклассных
мероприятий.
3.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления,
давать конкретные задания и определять срок их выполнения, контролировать работу, оказывать
необходимую помощь.
3.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять
и совместно устранять допущенные им ошибки.
3.7. Развивать положительные качества молодого специалиста, в том числе личным примером,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.
3.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении
мер воспитательного воздействия.
3.9. Периодически доводить руководителю методического объединения о процессе адаптации
молодого специалиста, результатах его труда.
3.10. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по
результатам наставничества, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
4.

Обязанности молодого специалиста

4.1. Изучить Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его
педагогическую деятельность, особенности работы образовательной организации и
функциональные обязанности по занимаемой должности.
4.2. Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.
4.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности.
4.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним.
4.5. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
4.6. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и руководителем
методического объединения.
5.

Права наставника

5.1. Принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью,
вносить предложения руководителю подразделения о поощрении лица, в отношении которого

осуществляется наставничество, применении мер воспитательного воздействия, а также по
другим вопросам, требующим решения руководителей.
5.2. Осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества
подготавливаемых документов;
5.3. Требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
предусмотренного настоящим положением порядка прохождения трудовой деятельности в
период наставничества.
5.4. Подключать других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.
5.5. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
6.

Права молодого специалиста

6.1. Вносить на рассмотрение администрации МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ
предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
6.2. Знакомиться с документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
7.

Руководство работой наставника

7.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на куратора заместителя директора по учебно-воспитательной работе или научно- методической работе.
7.2. Куратор обязан:
- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о
закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником
и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в
образовательной организации;
- определить меры поощрения наставников.
7.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами
несут руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:
рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы
наставника (индивидуальный образовательный маршрут);
-

провести инструктаж наставников и молодых специалистов;

-обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с
настоящим Положением;

-осуществлять систематический контроль работы наставника;
-заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста
и наставника и представить куратору.
7.4. При наличии в образовательной организации десяти и более наставников создается
совет/комиссия по наставничеству, который осуществляет свою деятельность по координации
наставничества, в том числе:
-разрабатывает мероприятия по наставничеству на основе анализа существующих процессов
профессиональной деятельности работников образовательных организаций на основе
профессиональных стандартов и требований эффективного контракта, критериев оценки
наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
-рекомендует руководителю структурного подразделения кандидатуры наставников из числа
наиболее профессионально подготовленных сотрудников;
-оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании
-изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы наставников;
-заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество, о проделанной работе.
8.

Ожидаемые результаты

8.1. Высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу,
культурную жизнь образовательной организации:
-усиление уверенности в собственных силах;
-развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
-повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в
школе.
8.2. Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной
реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс
для комфортного становления и развития внутри организации
9.

Документы, регламентирующие наставничество.

9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ руководителя образовательной организации об организации наставничества;
- планы работы наставника с молодым педагогом;
- индивидуальный образовательный маршрут;
- протоколы заседаний методического совета, методических объединений, на которых
рассматривались вопросы наставничества;
-

отчеты наставников, наставляемых и руководителей (кураторов) системы наставничества;

- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту наставничества.

10.

Заключительные положения

10.1. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения в Положение
принимаются в составе новой редакции Положения в установленном порядке пунктом.
10.2. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».