Утверждаю: ПРИНЯТО И.о. директора МБУ ДО ЦДТ На педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2022г. МР Гафурийский район РБ _______________________ Р.Н. Кинзябаев Приказ №197 от 30.08.2022г. ПОЛОЖЕНИЕ Приказ №198 от 30.08.2022г. О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА «ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ» В МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ 1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения работы по Приказ № 80-од от «28» марта 2022 г. наставничеству в образовательных организациях Республики Башкортостан, права и обязанности наставника и закреплённого за ним педагогического работника. 1.2. Наставничество основано на принципах добровольности, доброжелательности, открытости, сотрудничества, направлено на формирование чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию. 1.3. Цель наставничества – оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении. 1.4. Задачи наставничества: развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; - ориентировать начинающего учителя на творческое передового педагогического опыта в своей деятельности; использование прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; - ускорить процесс профессионального становления учителя. 2. Организационные основы наставничества 2.1. Наставничество в образовательной организации МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ организуется на основании приказа руководителя образовательной организации. 2.2. Руководство деятельностью наставников непосредственно осуществляют руководители методических объединений (далее методист ОО), в которых организуется наставничество. 2.3. Руководитель методического объединения подготовленных учителей по следующим критериям: выбирает - высокий уровень профессиональной подготовки; - развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; наставника из наиболее - опыт воспитательной и методической работы; - стабильные результаты в работе; - способность и готовность делиться профессиональным опытом; - стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. 2.4. Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации методического совета, приказом руководителя МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ с указанием срока наставничества (не менее одного года). Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на должность. 2.5. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников образовательной организации: - педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в образовательной организации; - специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет в данном учреждении; - педагогов, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками; - педагогов, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе. 2.6. Кандидатура молодого специалиста для закрепления за ним наставника рассматривается на заседании методического объединения с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом руководителя МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ. 2.7. Замена наставника производится приказом руководителя образовательной организации в случаях: увольнения наставника, перевода на другую работу наставляемого или наставника, психологической несовместимости наставника и наставляемого. 2.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым педагогом целей и задач в период наставничества. 2.9. Результаты работы наставника могут учитываться при проведении аттестации наставника, материальном стимулировании. 2.10. Наставники, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя образовательной организации к следующим видам поощрений: объявление благодарности, награждение почетной грамотой муниципального органа, награждение иными ведомственными наградами, материальное поощрение. 3. Обязанности наставника 3.1. Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности. актов, 3.2. Изучать: деловые и нравственные качества молодого специалиста, отношение молодого специалиста к проведению учебных занятий, коллективу образовательной организации, учащимся и их родителям, его увлечения, наклонности. 3.3. Вводить в должность «Педагог». 3.4. Проводить необходимое обучение, консультировать, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий, внеклассных мероприятий. 3.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления, давать конкретные задания и определять срок их выполнения, контролировать работу, оказывать необходимую помощь. 3.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки. 3.7. Развивать положительные качества молодого специалиста, в том числе личным примером, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора. 3.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного воздействия. 3.9. Периодически доводить руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда. 3.10. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по результатам наставничества, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 4. Обязанности молодого специалиста 4.1. Изучить Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его педагогическую деятельность, особенности работы образовательной организации и функциональные обязанности по занимаемой должности. 4.2. Выполнять план профессионального становления в определенные сроки. 4.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности. 4.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. 4.5. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень. 4.6. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и руководителем методического объединения. 5. Права наставника 5.1. Принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю подразделения о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей. 5.2. Осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов; 5.3. Требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, предусмотренного настоящим положением порядка прохождения трудовой деятельности в период наставничества. 5.4. Подключать других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста. 5.5. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме. 6. Права молодого специалиста 6.1. Вносить на рассмотрение администрации МБУ ДО ЦДТ МР Гафурийский район РБ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 6.2. Знакомиться с документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 7. Руководство работой наставника 7.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на куратора заместителя директора по учебно-воспитательной работе или научно- методической работе. 7.2. Куратор обязан: - представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника; - посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом; - организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; - изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательной организации; - определить меры поощрения наставников. 7.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений. Руководитель методического объединения обязан: рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника (индивидуальный образовательный маршрут); - провести инструктаж наставников и молодых специалистов; -обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; -осуществлять систематический контроль работы наставника; -заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить куратору. 7.4. При наличии в образовательной организации десяти и более наставников создается совет/комиссия по наставничеству, который осуществляет свою деятельность по координации наставничества, в том числе: -разрабатывает мероприятия по наставничеству на основе анализа существующих процессов профессиональной деятельности работников образовательных организаций на основе профессиональных стандартов и требований эффективного контракта, критериев оценки наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество; -рекомендует руководителю структурного подразделения кандидатуры наставников из числа наиболее профессионально подготовленных сотрудников; -оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании -изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы наставников; -заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, о проделанной работе. 8. Ожидаемые результаты 8.1. Высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации: -усиление уверенности в собственных силах; -развитие личного, творческого и педагогического потенциала; -повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе. 8.2. Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации 9. Документы, регламентирующие наставничество. 9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение; - приказ руководителя образовательной организации об организации наставничества; - планы работы наставника с молодым педагогом; - индивидуальный образовательный маршрут; - протоколы заседаний методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества; - отчеты наставников, наставляемых и руководителей (кураторов) системы наставничества; - методические рекомендации и обзоры по передовому опыту наставничества. 10. Заключительные положения 10.1. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения в Положение принимаются в составе новой редакции Положения в установленном порядке пунктом. 10.2. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.